Проектирование опасных производственных объектов. III. Требования к проектированию опасного производственного объекта Этапы проектирования опасных производственных объектов

Главная > Закон

4. Требования к проектированию и строительству опасных производственных объектов

4.1. Разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта осуществляют проектные организации, руководители и специалисты которых прошли обучение и аттестованы по промышленной безопасности в установленном порядке. 4.2. При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами. 4.3. В пояснительных записках к проектам производств и объектов должны быть предусмотрены самостоятельные разделы по взрывопожаробезопасности, в которых должны быть перечислены и обоснованы все предусмотренные в проекте мероприятия по взрывопожаробезопасности. 4.4. При проектировании определяют категории всех помещений и зданий по взрывопожарной опасности. 4.5. При проектировании и эксплуатации производств и объектов необходимо определить классы взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений и наружных установок. 4.6. В проектной документации предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта. При разработке данных мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала. В проектной документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта предусматривают мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий как в процессе консервации или ликвидации объекта, так и по их завершении. 4.7. Для опасного производственного объекта в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности разрабатывается, уточняется и проходит экспертизу промышленной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Госгортехнадзора России. 4.8. Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, установленными Госгортехнадзором России. 4.9. При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов. 4.10. Решение о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России. Строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение опасных производственных объектов осуществляют организации, руководители и специалисты которых прошли обучение и аттестацию по промышленной безопасности в установленном порядке. 4.11. В процессе строительства не допускаются отклонения от проектной документации, обеспечиваются контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа. 4.12. По окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию. В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий. 4.13. При реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих опасных производственных объектов руководители организаций определяют объемы мероприятий по обеспечению взрывобезопасности на этот период, которые обязательны для руководителей строительных организаций и руководителей подведомственных им подразделений. 4.14. Ответственность за обеспечение взрывобезопасности при проведении реконструкции, технического перевооружения и расширения на действующих опасных производственных объектах несет руководитель подрядной организации. 4.15. Работы по консервации или ликвидации опасного производственного объекта проводятся в соответствии с планами консервации или ликвидации, обеспечивающими выполнение проектных решений по обеспечению промышленной безопасности.

5. Общие требования взрывобезопасности

5.1. Помещения, здания и сооружения

5.1.1. Помещения, здания и сооружения должны соответствовать требованиям действующих строительных нормативных документов и настоящих Правил. 5.1.2. В помещениях категорий А и Б следует предусматривать наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции. В качестве легкосбрасываемых конструкций следует, как правило, использовать остекление окон и фонарей. При недостаточной площади остекления допускается в качестве легкосбрасываемых конструкций использовать конструкции покрытий из стальных, алюминиевых и асбестоцементных листов и эффективного утеплителя. Площадь легкосбрасываемых конструкций следует определять расчетом. При отсутствии расчетных данных площадь легкосбрасываемых конструкций должна составлять не менее 0,05 м на 1 м объема помещения категории А и не менее 0,03 м - помещения категории Б. Примечания: 1. Оконное стекло относится к легкосбрасываемым конструкциям при толщине 3, 4 и 5 мм и площади не менее (соответственно) 0,8; 1 и 1,5 м. Армированное стекло к легкосбрасываемым конструкциям не относится. 2. Рулонный ковер на участках легкосбрасываемых конструкций покрытия следует разрезать на карты площадью не более 180 м каждая. 3. Расчетная нагрузка от массы легкосбрасываемых конструкций покрытия должна составлять не более 0,7 кПа (70 кгс/м). 5.1.3. Размещение помещений категорий А и Б в подвальных и цокольных этажах не допускается. 5.1.4. Эксплуатация зданий, введенных в действие до установления указанного ограничения, с производственными помещениями категории Б, расположенными в подвальных и цокольных этажах, допускается при условии выполнения требований п. 4.2. 5.1.5. Необходимость наличия в проектах подземных галерей или тоннелей, соединяющих помещения категории Б как между собой, так и с помещениями других категорий, должна быть строго обоснована. При проектировании зданий категории Б не допускается предусматривать соединяющие их с другими зданиями и помещениями тоннели и подземные галереи без устройства огнепреграждающих клапанов и тамбур-шлюзов. 5.1.6. В местах проемов в противопожарных стенах и перегородках, отделяющих помещения категории Б друг от друга и от помещений других категорий, коридоров и лестничных клеток, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы. 5.1.7. Двери в тамбур-шлюзах со стороны производственных помещений категории Б должны открываться внутрь этих помещений (в целях предотвращения возможности распространения взрыва из производственного помещения категории Б на лестничную клетку или в другое производственное помещение). 5.1.8. В тамбур-шлюзах при помещениях категории Б (с выделением горючей пыли), в том числе в тамбур-шлюзах на выходах из помещений в лестничные клетки, не требуется подача воздуха для подпора (вентиляционные каналы подачи воздуха могут способствовать распространению взрыва по путям эвакуации). 5.1.9. Допускается устройство тамбур-шлюзов, общих для двух помещений (при условии, что в помещении категории Б имеется второй эвакуационный выход). 5.1.10. При технической невозможности устройства тамбур-шлюзов в процессе эксплуатации, капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения действующих элеваторов, мукомольных, крупяных и комбикормовых заводов, построенных по проектам, разработанным до введения требований по устройству тамбур-шлюзов, допускается эксплуатация указанных помещений с тамбур-шлюзами малой глубины (типа двойных дверей) с открыванием дверей в противоположные стороны или с одной дверью в проеме, открывающейся, как правило, в сторону производственного помещения категории Б, при условии разработки и осуществления компенсирующих мер организационно-технического характера, направленных на повышение уровня взрывопожаробезопасности указанных помещений. 5.1.11. Лестничные клетки многоэтажных производственных зданий должны быть изолированы от помещений категории Б воздушными зонами или тамбур-шлюзами. 5.1.12. В производственных зданиях категории Б при высоте здания от планировочной отметки земли до уровня пола последнего этажа более 30 м следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки 1-го типа (с входом в лестничную клетку через наружную воздушную зону) или 3-го типа (с входом в лестничную клетку через тамбур-шлюз). Допускается предусматривать незадымляемые лестничные клетки 2-го типа. 5.1.13. В рабочих зданиях элеваторов допускаются незадымляемые лестничные клетки 1-го типа (с выходом через наружную воздушную зону по балконам и лоджиям). 5.1.14. Незадымляемые лестничные клетки 2-го и 3-го типов многоэтажных производственных зданий категории Б должны иметь ЛСК, площади которых определяются расчетом, а при отсутствии расчетных данных должны быть не менее 0,05 м на 1 м объема лестничной клетки 2-го типа и не менее 0,03 м на 1 м объема лестничной клетки 3-го типа. 5.1.15. На действующих производствах и объектах допускается эксплуатация лестничных клеток с проложенными по ним электрическими кабелями при условии их механической защиты (коробами, кожухами и т.п.), с установленными распределительными щитками и поэтажными ручными пожарными извещателями. 5.1.16. Эвакуационные пути должны обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий. Запрещается установка на путях эвакуации производственного оборудования и их загромождение. 5.1.17. Количество эвакуационных выходов из каждого производственного помещения и здания предусматривается не менее двух. 5.1.18. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений: а) первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку; б) любого этажа, кроме первого, в коридор, ведущий на лестничную клетку, или непосредственно на лестничную клетку (в том числе через холл). При этом лестничные клетки должны иметь выход наружу непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями; в) в соседнее помещение на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными выше в подпунктах "а" и "б", за исключением случаев, указанных в строительных нормах и правилах. Примечания: 1. Эвакуационные выходы не допускается предусматривать через помещения категорий А и Б. 2. В качестве вторых эвакуационных выходов допускается использовать наружные маршевые пожарные лестницы (наружные открытые лестницы 3-го типа). 5.1.19. Двери на путях эвакуации должны открываться, как правило, по направлению выхода из здания (за исключением выходов из помещений категорий А и Б, если они ведут в помещения других категорий). Двери на наружные эвакуационные лестницы оснащают запорными устройствами, которые могут быть открыты изнутри без ключа. 5.1.20. В многоэтажных зданиях наружные стальные лестницы, предназначенные для эвакуации людей, размещают, как правило, у глухих участков наружных стен. Допускается располагать указанные лестницы против остекленных проемов, при этом со стороны остекления лестницы должны иметь сплошное ограждение из несгораемых материалов, а выходы с этажей на лестницы должны располагаться вне ограждения. Допускается эксплуатация действующих производств и объектов с наружными эвакуационными лестницами, расположенными против остекленных проемов, без сплошного ограждения, если устройство этого ограждения будет уменьшать площади ЛСК хотя бы одного помещения до величин менее установленных нормативными требованиями. 5.1.21. В качестве эвакуационных выходов из надсилосных этажей силосных корпусов допускается использовать конвейерные галереи, ведущие к другим зданиям и сооружениям, оборудованным лестничными клетками и наружными эвакуационными лестницами. 5.1.22. В силосных корпусах, объединенных в одно сооружение или соединенных конвейерными галереями между собой и с рабочими зданиями элеваторов, а также с производственными зданиями по переработке зерновых продуктов, лестничные клетки могут не устраиваться. При этом в рабочих зданиях элеваторов и в силосных корпусах должны быть наружные эвакуационные открытые стальные лестницы, которые должны доходить до крыши надсилосного этажа. Расстояние от наиболее удаленной части помещения надсилосного этажа до ближайшего выхода на наружную лестницу или лестничную клетку должно быть не более 75 м. 5.1.23. Допускается предусматривать один эвакуационный выход (без устройства второго): а) через помещения категорий А и Б из помещений на том же этаже, в которых расположено производственное или инженерное оборудование и исключено постоянное пребывание людей; б) из помещения, расположенного на любом этаже (кроме подвального и цокольного), если расстояние до выхода не более 25 м и этот выход ведет к двум эвакуационным выходам с этажа и численность в наиболее многочисленной смене не превышает: 5 чел. - в помещении категорий А и Б; 25 чел. - в помещении категории В; в) из помещений, расположенных в подвальном, цокольном или на надземном этаже, если этот выход ведет непосредственно наружу или на лестницу, имеющую выход наружу, и если расстояние от наиболее удаленной части помещения до выхода наружу не превышает 25 м (с учетом длины пути по лестнице, равной ее утроенной высоте) и численность работающих в наиболее многочисленной смене не превышает 5 чел.; г) в зданиях и сооружениях, где на этаже выше первого отсутствуют постоянно работающие. В этом случае один эвакуационный выход может быть по незадымляемой лестничной клетке или по открытой наружной лестнице 3-го типа. 5.1.24. В галереях, связывающих производственные здания и сооружения категории Б, как правило, предусматриваются легкосбрасываемые конструкции из профилированных стальных оцинкованных или асбестоцементных (шиферных) листов. 5.1.25. Соединение рабочих зданий элеваторов и других зданий категории Б со складами напольного хранения сырья предусматривают через конвейерные галереи, отделенные от зерноскладов противопожарными перегородками 1-го типа и тамбур-шлюзами. Проемы для пропуска конвейеров защищают автоматическими противопожарными клапанами или щитами. 5.1.26. При проектировании электропомещения (распределительные подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные устройства и т.п.) не должны размещаться над и (или) под помещениями категорий А и Б (взрывоопасными зонами любого класса). Допускается размещение встроенных электропомещений над и под помещениями категории Б (зонами класса В-IIа) при условии обеспечения избыточного давления воздуха в электропомещениях и плотной заделки вводных отверстий и проемов несгораемыми материалами. При технической невозможности выполнения указанных требований на действующих объектах, построенных по проектам, разработанным до введения указанных требований, допускается их эксплуатация со встроенными электропомещениями, размещенными над и (или) под помещениями категории Б и имеющими выходы в помещения категории Б, при условии герметизации мест прохода кабелей в производственные помещения и наличия тамбур-шлюзов на выходах из электропомещений в помещения категории Б. 5.1.27. Проемы и отверстия в стенах и перекрытиях производственных помещений допускаются только при производственной необходимости (например, для монтажа оборудования) или в целях воздухообмена отапливаемых помещений. 5.1.28. Перепускные окна между бункерами и силосами, предназначенными для хранения муки, запрещаются. 5.1.29. В шахтах для прокладки кабелей не допускается установка норий и другого оборудования, проход самотечных труб и аспирационных воздуховодов. Зарядная станция для аккумуляторных погрузчиков должна быть отделена от остальных складских помещений противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа и иметь обособленный выход. Зарядные станции не допускается размещать в подвальных помещениях. Зарядные станции допускается пристраивать и встраивать в здания и помещения категорий Б и В и размещать на этажах многоэтажных зданий при условии расположения их у наружных стен, защиты вышерасположенных этажей от проникновения газов и выполнения противовзрывных мероприятий. Для действующих производств и объектов допускается сообщение зарядного помещения через тамбур-шлюз с помещениями категории В. 5.1.30. При размещении хранилища для мелассы и жира в подвальных (цокольных) этажах их изолируют от других производственных помещений строительными конструкциями, выполненными из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч, и устройства отдельного выхода. 5.1.31. Запрещается прохождение воздуховодов аспирации, воздуховодов воздушного отопления, материалопроводов, самотечных труб, норий и конвейеров через бытовые, подсобные и административно-хозяйственные помещения, помещения пультов управления, электрораспределительных устройств и вентиляционных камер, через лестничные клетки и тамбур-шлюзы. 5.1.32. Циклоны, устанавливаемые снаружи зданий на стене или на крыше (при наличии оконных проемов на уровне или выше циклонов), должны снабжаться трубами, выведенными выше наиболее высоко расположенных окон. 5.1.33. Люки для силосов и бункеров, а также лючки на самотечных трубах, аспирационных воздуховодах и коробах должны иметь плотные соединения, препятствующие проникновению пыли в помещения. 5.1.34. Административные и бытовые помещения для обслуживающего персонала должны быть, как правило, размещены в отдельно стоящих зданиях и соединены теплыми переходами с производственными цехами. 5.1.35. В производственных помещениях не допускается устраивать бытовые помещения и помещения с массовым (временным или постоянным) пребыванием людей (комнат для собраний, комнат для приема пищи и т.п.). 5.1.36. Допускается размещение административно-бытовых помещений, расположенных в пристройках и в торце производственных зданий категорий Г, Д или В; допускается размещать встроенные административно-бытовые помещения над и под помещениями категории В и отделенные противопожарными перегородками с пределом огнестойкости 1,5 ч и противопожарными перекрытиями 3-го типа. 5.1.37. В производственных зданиях допускается размещать диспетчерскую, помещения для обогрева рабочих, вальцерезную мастерскую, а также подсобные помещения без постоянного пребывания людей. 5.1.38. В производственных зданиях допускается предусматривать уборные, помещения для устройства питьевого водоснабжения, помещения для мастеров и другого персонала, которые по условиям производства следует размещать вблизи рабочих мест. 5.1.39. В производственные и складские здания и сооружения допускается встраивать смежные производства при соблюдении норм и правил взрывобезопасности. При этом встраиваемое производство не должно повышать категории и классы зданий, сооружений и производственных помещений (зон) по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности. 5.1.40. Размещение бункеров для хранения отходов, пыли и пылевидных продуктов во взрывопожароопасных зданиях и сооружениях не допускается. 5.1.41. Механизированные склады напольного типа при хранении комбикормов, лузги, мучки, шрота, жмыха, отрубей должны соответствовать требованиям взрывопожаробезопасности.

О том, какие конкретные требования определены законодательством к строительству и реконстукции ОПО, рассказывает Ольга Ивановна Рябова, государственный инспектор отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Рос­технадзора.

Какие требования определены законодательством к предприятиям и организациям, оказывающим услуги в области строительства ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
- Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» (далее Градостроительный кодекс), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624.

- Какими нормативно-техническими документами определяется порядок строительных работ ОПО?
- Строительство осуществляется в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов, и при этом должна обеспечиваться безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Безопасность зданий и сооружений, а также связанный со зданиями и с сооружениями процесс строительства обеспечиваются посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 и Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.

Какие нарушения выявляют инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора при проверке строительных площадок ОПО?
- При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов инспекторы Волжско-Окского управления Ростехнадзора выявляют в первую очередь нарушения установленного порядка строительства, ответственность за которые предусмотрена ст. 9.5 КоАП РФ, а именно:
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство.
2. Нарушение сроков направления извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных Ростехнадзором недостатков при строительстве, реконструкции.
4. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Также при проведении контрольных мероприятий выявляются организации, выполняющие работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к данным видам работ, выданного на особо опасные объекты.
На строительных площадках выявляются дефекты по основным видам строительно-монтажных работ, нарушения требований проектной документации, порядка ведения исполнительной документации, требований отраслевых правил, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.

На что нужно обратить внимание в статье:

Безопасность зданий и сооружений, а также связанный со зданиями и с сооружениями процесс строительства обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 и Приказом Росстандарта от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.

Есть вот такое письмо Росстроя:

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Управление регулирования градостроительной деятельности Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 25 апреля 2013 г. N ОГВ/206 рассмотрело письмо о разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов и в рамках компетенции сообщает.
Критерии учета уровня ответственности для зданий и сооружений приведены в разделе 9 ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" (далее - ГОСТ Р 54257-2010). Согласно ГОСТ Р 54257-2010 уровень ответственности зданий и сооружений зависит от социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений.
Исходя из принятого для объекта уровня ответственности назначаются различные параметры проектирования и строительства, в том числе поправочные коэффициенты при расчетах конструкций, объем изысканий и т.п. Пунктом 9.2 ГОСТ Р 54257-2010 установлено, что уровень ответственности зданий и сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже определенных в данном национальном стандарте минимальных значений.
Здания и сооружения, отнесенные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, идентифицируются в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) как здания и сооружения повышенного уровня ответственности.
Вместе с тем ГОСТ Р 54257-2010 предусмотрено, что для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
В то же время в сфере промышленной безопасности опасные производственные объекты часто понимаются не только в техническом смысле (здания и сооружения), но и административном (предприятие, учреждение, цех, организация и т.п.). Эти административные ячейки, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), должны регистрироваться как опасные производственные объекты и являются объектами надзора.
Таким образом, категория "особо опасные, технически сложные или уникальные объекты", установленная статьей 48.1 Кодекса, и категория "опасные производственные объекты", установленная Федеральным законом N 116-ФЗ (приложения 1 и 2), совмещаются лишь частично и не являются тождественными.
Из непонимания этого обстоятельства возникает распространенное заблуждение, что все здания и сооружения, расположенные на территории опасного производственного объекта (например, предприятия), должны быть отнесены к повышенному уровню ответственности.
Таким образом, понятие "уровень ответственности" применяется к техническим объектам, то есть к зданиям и сооружениям.
Обращаем внимание, что ГОСТ Р 54257-2010 и СТО 36554501-014-2008 "Надежность строительных конструкций и оснований", утвержденный приказом ФГУП "НИЦ "Строительство" от 23 сентября 2008 г. N 219, согласно нормам Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) являются документами в области стандартизации добровольного применения, поэтому применяются в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 384-ФЗ и нормативных документов обязательного применения.
Применение стандартов организаций, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 - 13, 17 Федерального закона N 184-ФЗ и норм ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандарты организаций. Общие положения".
В настоящее время обязательным для применения в соответствии с пунктом 1 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - Перечень), являются положения ГОСТ 27751-88* "Надежность строительных конструкций и оснований".
До официального внесения изменений в Перечень следует руководствоваться на обязательной основе положениями национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень.

Начальник Управления регулирования
градостроительной деятельности
Д.В.БЕЛЯЕВ

Следует ли из этого, что при проектировании , например, установки первичной переработки нефти часть ее сооружений можно выполнять отнеся их к нормальному уровню ответственности. При этом не учитывая, что расчеты энергетических потенциалов и радиусов зон разрушения (Приложения 2 и 3 ФНПП "ОПВБ") показали, например, что все сооружения попали в 1 зону разрушения с избыточным давлением по фронту ударной волны более 100 кПа. Пущай рушатся ??

Какие требования предъявляются к опасным производственным объектам в России по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
  1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
    • 3.1. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
  4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
    • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
    • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
    • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
    • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
    • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
    • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
    • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
    • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
    • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
    • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    • представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
  2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
    • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно - спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Информация гарантировано актуальна: апрель 2011 года.

Непосредственно качество проектных работ на этапе строительства ОПО контролирует Ростехнадзор. О том, какие требования предъявляются к проектным организациям, какие меры административного воздействия принимаются в адрес таких организаций и предприятий Ростехнадзором, рассказывает Богатов Николай Дмитриевич, заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

Какие требования определены законодательством к предприятиям, оказывающим услуги в области проектирования ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
- Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- Какие документы должны обязательно присутствовать в проектной документации на строительство ОПО?
- Состав проектной документации также устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- В ходе строительного надзора кроме всего прочего контролируется соответствие строительных работ проекту ОПО. Какие основные нарушения при этом выявляются?
- При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов кроме нарушений требований отраслевых правил выявляются нарушения при выполнении общестроительных работ, такие как: нарушение антикоррозийного покрытия металлоконструкций, выявление участков с трещинами в бетоне, нарушение огнезащитного слоя металлоконструкций, наличие пустот в узлах пересечения помещений коммуникациями, несоответствие сварных соединений установленным требованиям и требованиям проекта, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-­монтажных работ.


- Выявляются ли случаи, когда до начала строительства отсутствует проектная документация на строительство, получившая положительное заключение государственной экспертизы? Какая ответственность предусмотрена за это?

- Проектная документация на строительство, реконструкцию, а также положительное заключение государственной экспертизы данной проектной документации являются обязательными для получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации». За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предус­мотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
На сегодняшний день Волжско-Окским управлением Ростехнадзора не было выявлено случаев строительства ОПО без проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

К сфере деятельности Ростехнадзора в рамках государственного строительного надзора относится и надзор за СРО. Какие нарушения в деятельности СРО, связанные с регулированием деятельности проектных организаций, выявляются Ростехнадзором?
- При осуществлении Волжско-Окским управлением Ростехнадзора надзора за СРО в области архитектурно-строительного проектирования основными нарушениями являются: неприменение мер дисциплинарного воздействия при проверках саморегулируемыми организациями своих членов, невыполнение в полном объеме требований к информационной открытости сайта саморегулируемой организации в сети «Интернет».

Выявляются ли случаи, когда проектная документация на строительство объекта капитального строительства разрабатывалась при одних требованиях нормативно-технических документов, объект строился или строится по вновь введенным требованиям и сдается уже по третьим требованиям? Какие меры должен предпринять эксплуатирующий субъект, подрядчик, осуществляющий работы по строительству, иные лица, чтобы объект соответствовал требованиям законодательства в области промбезопасности?
- Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. В случае выявления несоответствия проекта действующим требованиям законодательства при влиянии данных проектных решений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства в проект должны быть внесены изменения, подлежащие повторной экспертизе.

Какие нарушения выявляются в ходе государственного строительного надзора в случае, когда проектные работы осуществлялись иностранной проектной организацией или при использовании импортного оборудования?
- Независимо от того, какая организация выполняла инженерные изыс­кания и проектные работы, данная организация должна иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Кроме того, проектная документация на строительство объекта должна соответствовать требованиям технических регламентов, действующим на территории России. В ходе государственного строительного надзора также выявляются нарушения при выполнении работ строительной организацией.

На что нужно обратить внимание в статье:

1. Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
2. За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предус­мотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.