Известный русский историк кареев характеризуя политическое развитие. Книга: «Основы русской социологии. Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: ""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/


Ли куль­турные перемены людьми, которые передают новые формы другим, или они происходят сами собою и притом более или менее одновременно для всех людей?» Или, короче: «творчество или саморазвитие?». Отвергая крайности во­люнтаризма и органицизма, Кареев ищет среднюю линию. Личности не только носители культуры, но и её творцы; организация не только среда для них, по и великое орудие социальных...

Людей кооперативного труда, совместной деятельности, солидарности. На географическом факторе жизни общества Л.И. Мечников основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса. Ведущее положение в русской социологии это направление не заняло, как и другое - органицизм, которое представляла общество ("социальное тело") в качестве живого целостного организма и отождествляло...

Казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев населения. Все это по-моему мнению стало неотъемлемой частью русской культуры. Во второй половине 19 века ученые России добивались крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. 60-е гг. положили начало новой эпохе в...

Признаются многими современными экономистами и филосо­фами. Это учение представляет собой важное достижение экономиче­ской и социально-философской мысли и служит для объяснения мно­гих явлений экономической жизни общества и современного истори­ческого процесса. 2. Объективные экономические законы. Экономические отношения и экономические интересы. Развитие экономической жизни общества и...

Биография

Родился в Москве

«Мой дед со стороны отца (звали его Василий Елисеевич) был генералом и занимал должность полкового командира, когда умер ещё в сороковых годах в Москве, где и поселилась его жена и где в её доме 24 ноября 1850 года я увидел свет в день именин матери».

- Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.48

Детские годы Н. И. Кареев провел в деревне Аносово Смоленской губернии. Учился в 5-й московской гимназии (до 1869), а в 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета , причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии . Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века». M., 1879), защищенной им в 1879 году. В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета Н. И. Кареев читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета , откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», М., 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам». Варшава, 1883.

В сентябре 1899 г. уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжил преподавать в Александровском лицее . С 1902 г. читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901 гг.); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете литературного фонда (в 1909 г. - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем. С 1904 г. состоял гласным Петербургской городской думы.

8 января 1905 г. участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький , А. В. Пешехонов , Н. Ф. Анненский , И. В. Гессен , В. А. Мякотин , В. И. Семевский , К. К. Арсеньев , Е. И. Кедрин , Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте , убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.

В июле-августе 1914 г. пять недель находился в немецком плену.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (Смоленская губерния), находился под домашним арестом пять дней.

18 октября 1930 г. был подвергнут несправедливой критике на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов».

18 февраля 1931 - Н. И. Кареев на 81 году жизни скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде.

Семья

Жена - Софья Андреевна Линберг (1863-1926), дочь известного педагога, автора учебников географии и составителя географических атласов Андрея Леонардовича Линберга (1837-1905).

Имя Н. И. Кареева носят Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике.

Научная деятельность

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье :

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филологических записках » и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ).
Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету («Падение Польши в исторической литературе», ; «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше», ; «Исторический очерк польского сейма», ; «Польские реформы XVIII в. », ; «Causes de la chute de la Pologne», , и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах.
Третью категорию работ Кареева составляют «Основные вопросы философии истории » (2-е изд. ), третий том которых вышел под заглавием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге «Историко-философские и социологические этюды», 1895). Кареев одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России.

Автор курса «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917). В 1911-15 приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 опубликовал 3-томную работу «Историки французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Являлся редактором отдела всеобщей истории ЭСБЕ . Пригласил своего учителя В. И. Герье для написания статей в словарь.

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Введение в изучение социологии»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Примечания

Литература

Список произведений

  • Кареев Н. И. Космогонический миф // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Мифологические этюды // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Книга законов Ману // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. О «новом взгляде» г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение) // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. Славяне в древнейшие времена // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Расы и национальности с психологической точки зрения // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Исторический очерк Польского Сейма. - М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1888
  • Кареев Н. И. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1908
  • Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах). - СПб.: Типография И. А. Ефрона, 1892
  • Кареев Н. И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. - СПб., 1908.
  • Кареев Н. И. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны. - М.: Типография Сытина, 1919
  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - 3-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1910. - 362 с.
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. - М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. - СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. - СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. - М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.

Библиография

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб., 1994. - 125 с.
  • Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. - М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. - 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. - Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7
  • Филимонов В. А. Лекционные курсы Н. И. Кареева по древней истории // Историк и его дело: судьбы ученых и научных школ. Сборник статей Международной научно-практической конференции к 90-летию со дня рождения профессора Василия Евгеньевича Майера. - Ижевск, 2008. - С. 68-75.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о национальной детерминанте в истории России. // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.). - Ставрополь-Пятигорск-Москва: Изд-во СГУ, 2008. - С. 81-84.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев: in memoriam (к публикации малоизвестных биографических материалов об историке) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 10. - Ставрополь-Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 408-416.
  • Филимонов В. А. «Основные вопросы философии истории» и «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» Н. И. Кареева в рецензиях отечественных исследователей //Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции. - М..: ИВИ РАН, 2008. - С. 286-288.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев в дискуссии о месте классических дисциплин в гуманитарной науке и образовании // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспектива. Сб. ст. науч. конф., посв. пам. проф. А. В. Арсеньевой / Отв. ред. Л. П. Кураков - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - С. 347-354.
  • Н. И. Кареев и казанские социологи // Вестник экономики, права и социологии. Рецензируемый Федеральный науч.-практ. и аналит. ж-л. Казань, 2008. - № 6 - С. 115-122.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Казанские ученые в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ученые записки Казанского университета. - Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 2, ч. 1. - С. 164-173.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и Первая мировая война: взгляд очевидца и рефлексия историка // Образ войн и революций в исторической памяти. Мат. межд. на-уч. конф. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: ПГЛУ, 2009. - С. 178-186.
  • Филимонов В. А. М. С. Куторга и Н. И. Кареев: коммуникативная специфика и трудности верификации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 30. М.: КРАСАНД, 2010. - С. 223-235.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев в 1899-1906 годы: «досуговый дискурс» историка // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 3. - Ч. 1. - С. 169-178.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев и «толстые журналы» его времени: в поисках «своего» издания // Мир историка: историографический сборник / Под ред. В. П. Корзун, А. В. Якуба. - Вып.6. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 347-366.
  • Филимонов В. А. Антиковеды Варшавского университета в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 12. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - С. 229-240.
  • Т. Н. Иванова, А. Н. Зарубин . Н. И. Кареев и П. Н. Ардашев: к публикации забытого некролога // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,

Ссылки

  • Профиль Николая Ивановича Кареева на официальном сайте РАН
  • Nikolaĭ Ivanovich Kareev - книги Н. И. Кареева в Архиве Интернета
  • Долгова Е.А. Социально–бытовые контуры частной жизни Н.И. Кареева в 1917-1931 гг. . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 15 ноября 2011.
  • Ростиславлев Д. А. «Н. И. Кареев о якобинской диктатуре »
  • Работы Кареева по истории Великой Французской революции
  • Список работ В. А. Филимонова, в том числе около 50 работ о Н. И. Карееве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кареев, Николай Иванович" в других словарях:

    - (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филологический факультет Санкт Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением… … Энциклопедия социологии

    Историк; род. в 1850 г.; учился в 5 й московской гимназии и окончил курс по историко филологическому факультету Московского унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял вместе с тем учителем… … Большая биографическая энциклопедия

    Кареев, Николай Иванович историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских Филологических Записках и в Знании; первый его печатный… … Биографический словарь

    - (1850 1931) российский историк, член корреспондент АН СССР (1925; член корреспондент Петербургской АН с 1910, член корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2 й пол. 18 в., истории Французской… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский историк. В 1879‒84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873 окончил Московский… … Большая советская энциклопедия

    - (1850 1931), историк, член корреспондент Петербургской АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции второй половины XVIII в., истории Французской революции конца XVIII в.; курс по новой… … Энциклопедический словарь

    Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

Николай Иванович Кареев

Кареев Николай Иванович (1850-1931), российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910 года, член-корреспондент РАН с 1917 года), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2-й половины XVIII века, истории Французской революции конца XVIII века; курс по новой истории Западной Европы.

Кареев Николай Иванович (1850–1931). Русский историк и социолог-позитивист, один из основателей научной социологии в России. Последовательный сторонник О. Конта, популяризатор и критик его учения. На формирование взглядов Кареева большое влияние оказали антропологические идеи Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского . Как социолог Кареев был близок к субъективной школе. Основатель русскойтрадиции в философии истории. Разрабатывал теорию личности, вопросы методологии социальных наук, истории социологии. Подвергал критике с позиций позитивизма марксистскую социологию. Разработал концепцию социологического образования. Автор первого систематического лекционного курса социологии (1897), фундаментальных трудов по теории и истории социологии.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011 .

Кареев Николай Иванович - русский историк и философ, социолог. Профессор европейской истории Петербургского университета. Вслед за П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским - сторонник т. н. «субъективного метода в социологии». Основные идеи Кареева связаны с интерпретацией взглядов представителей «первого позитивизма» (Конта , Спенсера , Милля ): «разум, мысль, идея принадлежат не миру в целом, но миру в границах человеческого познания» («Основные вопросы философии истории». СПб., 1883, т. 1, с. 326), поэтому смысл истории заключается не в некоем абсолютном значении, но в ее значении для человека. Вместе с тем Кареев отказывается от идеи Конта (и Гегеля) о закономерности исторического процесса. Кареев считает, что история никоим образом не может мыслиться как линейный процесс; она - «живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом» (там же, с. 153). История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества. Основные вопросы философии истории раскрываются через философское осмысление конкретного исторического процесса. Пытаясь построить непротиворечивую систему социальных наук, Кареев выделяет теоретическую и конкретно-историческую философию истории; общая теория истории подразделяется на историческую гносеологию, или историку, и социологию, включающую в себя социальную статику и социальную динамику. История и социология выступают как взаимодополняющие дисциплины, предмет и метод которых не сводимы друг к другу. Труды Кареева в области истории и социологии имели большой общественный резонанс в академической среде на рубеже 19 - 20 столетий.

А. И. Резниченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. II, Е – М, с. 217.

Кареев Николай Иванович (24.11 (6.12). 1850, Москва - 18.02.1931, Ленинград) - историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В. С. Соловьева. Кареев сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его соч. включают античную, средневековую, новую и новейшую истории. Его магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879) К. Маркс назвал превосходной. «История Западной Европы в новое время» в 7 т. (1892-1917), по мнению академика В. П. Бузескула, для своего времени - труд беспрецедентный по обширности и всесторонности освещения. Весом его вклад в проблематику исторической теории. Здесь на первое место надо поставить «Основные вопросы философии истории» (В 3 т., 1883-1890, 3-й т. был издан как дополнение под названием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории») и сборник статей против марксизма «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896). Его перу принадлежит также множество статей, связанных с оценкой современных ему направлений в философии истории и социологии. Как теоретик истории Кареев - сторонник «первого позитивизма» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Э. Литтре), той его ветви, которая в России была связана с народнической субъективной социологией. Кареев придерживается идеи о сложной структуре исторического знания. Философия истории подразделяется, по Карееву, на две части: теоретическую а конкретно-историческую и представляет собой философское рассмотрение конкретного хода всеобщей истории. Далее идет общая теория истории, которая, в свою очередь, подразделяется на социальную гносеологию (теорию исторического знания, или историку) и социологию, традиционно состоящую из социальной статики и социальной динамики. Последняя включает социальную морфологию, имеющую дело с результатами движения, и теорию исторического процесса (или историологию), т. е. учение о самом механизме развития общества. Если Конт растворял конкретную историю в социологии, то для Кареева они взаимозависимые, но особые науки. Как и некоторые другие позитивисты, Кареев отрицал «Систему позитивной политики» Конта, считавшего исторический процесс закономерным. Кареев отрицает его закон трех стадий в развитии общества как целого, полагая, что он относится только к сфере мышления. Кареев не согласен с отождествлением Контом всякой абстракции с закономерностью. Конт не различает эволюцию и прогресс, не видит их разную природу, у Кареева же прогресс связан с субъективной этической оценкой, а эволюция - объективный процесс. Конт не разделяет теорию и метод, Кареев на таком разделении настаивает. Критические оценки современных социальных теорий у Кареева связаны с идеей их преодоления как односторонних. Он выступает за их синтез, стремится к соединению прагматической и социально-культурной теорий, философии истории и социологии, психологических и экономических концепций. Его целью было также преодоление концепций, отрицающих закономерности исторического процесса и, наоборот, все сводящих только к ним, и равным образом отказ от теорий, переоценивающих роль исторических героев и тех, которые решающую роль отводят массам. Кареев принадлежал к первому поколению позитивистов в российской академической среде, которое было подготовлено социологической публицистикой (Писарев, Михайловский, Лавров и др.). Он пережил все этапы становления социологии в России, принимая активное участие в этом процессе, и был его историографом. Долгие годы оставалась неопубликованной его большая работа «Основы русской социологии». Издана в 1996 году.

Б. Г. Сафронов. Н. Г Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014 , с. 266-267.

Сочинения: Историко-философские и социологические этюды. М., 1895; Введение в изучение социологии. М., 1897; Собр. соч. Спб.. 1912-1913. Т. 1: История с философской точки зрения; Т. 2: Философия истории в русской литературе; Т. 3: Сущность исторического процесса и роль личности в истории; Историка (Теория исторического знания). Спб., 1913 (2-е изд. Пг., 1916); Общие основы социологии. Пг., 1919 (М., 2010); Основы русской социологии. Спб., 1996; Прошлое и пережитое. М., 1990; Историология. Теория исторического процесса. М., 2011.

Литература: Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931; Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960; Мягков ГII Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988; Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988; Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994; Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998: Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000; Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002; Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

Кареев Николай Иванович (24.XI (6.XII).1850 - 18.II.1931) - русский историк нового времени. Из небогатой дворянской семьи. В 1879-1885 годы - профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 года - чл.-корр. Российской АН, с 1929 года - почетный член АН СССР. Окончил в 1873 году Московский университет, где под руководством В. И. Герье изучал французскую буржуазную революцию конца 18 века. В юности подвергся воздействию революционных просветителей, в частности идей Д. И. Писарева. В дальнейшем испытал сильное влияние идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Уже в 70-х годах Кареев ознакомился с "Капиталом" К. Маркса, что отразилось на его первом крупном исследовании. Оставался, однако, типичным эклектиком-идеалистом, разделяя позитивистско-эволюционистские взгляды своих либеральных сверстников. В политическом отношении также примыкал к либералам пореформенного поколения - конституционалистам и сторонникам социальных реформ.

В обстановке демократического подъема конца 70-х годов, когда, по словам Кареева, "крестьянский вопрос... в сознании русского общества был центральным социальным вопросом", Кареев выпустил лучший свой труд (магистерскую дисс.) - "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (М., 1879, переведен в 1899 на франц. яз.), за которым последовал в 1881 году "Очерк истории французский крестьян с древнейшего времени до 1789 г.". До Кареева основной - крестьянский - вопрос французской буржуазной революции не подвергался серьезному анализу даже во Франции, и Кареев, таким образом, закрепил своей книгой за русской наукой приоритет в конкретном его изучении. Оперируя богатым печатным и архивным материалом, в том числе избирательными наказами 1789 года, он первым из историков показал, что над французским крестьянством вплоть до конца 18 века тяготел не только не ослабевавший, но еще более усиливавшийся феодальный гнет (позднее назван феодальной реакцией). Тем самым был опровергнут широко распространенный во французской историографии 2-й половины 19 века тенденциозный тезис А. Токвиля, будто уже и до революции феодальные отношения постепенно отмирали и крестьяне стали в своей массе свободными земельными собственниками. Одновременно Кареев нарисовал яркую картину еще, впрочем, не завершившегося ко времени революции раскола франц. "...полусредневекового крестьянства на деревенскую буржуазию и пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 231). При всей своей либерально-буржуазной ограниченности Кареев уделял известное внимание борьбе народных масс за ликвидацию феодальных отношений в период революции. Маркс назвал сочинение Кареева превосходным (см. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 1951, с. 232-233), Энгельс - "лучшей работой о крестьянах" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 407). Вслед за Кареевым этот же круг проблем разрабатывали, начиная с 90-х годов, с разных точек зрения М. М. Ковалевский и И. В. Лучицкий, которых нередко объединяют с Кареевым общим термином "русская школа" в изучении аграрного вопроса в период французской буржуазной революции конца 18 века.

В условиях споров 80-х годов о путях дальнейшего развития России и обострившегося в связи с этим интереса широких кругов к общим проблемам исторической науки Кареев написал труд (докторскую дисс.) "Основные вопросы философии истории" (т. 1-3, М., 1883-90), пронизанную эклектизмом. Здесь и в других многочисленных историко-философских и социологических работах он противопоставлял историю социологии, отрицая фактически ее подлинно научный характер. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории "идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история". С тех же субъективно-идеалистических позиций Кареева с 90-х годов упорно боролся против марксизма, отождествляя его с "экономическим материализмом". Был за это наряду с Михайловским справедливо раскритикован и достаточно осмеян, по выражению В. И. Ленина (см. Соч., т. 5, с. 365), Г. В. Плехановым в его книге "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", написанной как "ответ гг. Михайловскому, Карееву и комп.".

При всей умеренности своего либерализма Кареев в 1899 года был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. В годы первой русской революции вошел в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной думы.

С периодом профессуры Кареева в Варшаве связан ряд его книг и статей по истории Польши (""Падение Польши" в ист. лит-ре", СПБ, 1888; "Ист. очерк польского сейма", М., 1888, и др.). После перехода Кареев в Петербургский университет начал выходить его также эклектический по своей методологии, но ценный по богатству материала курс - "История Западной Европы в новое время" (т. 1-7, СПБ, 1892-1917). В этом курсе, доведенном до начала 1-й мировой войны, отводилось существенное место, в отличие от других современных ему русских и иностранных руководств, не только политической и культурной истории, но и социально-экономическим процессам. Кареев не прекращал и своих занятий французской революцией 18 века, систематически откликаясь на посвященные ей работы в русской и зарубежной литературе ("Что сделано в ист. науке по вопросу о положении франц. "рабочих перед революцией 1789 г."", СПБ, 1911; "Беглые заметки по экономической истории Франции в эпоху революции", СПБ, 1911, и др.). В 1910 году Кареев приступил к разработке важного, но тогда еще слабо изученного материала по истории парижских революционных секций (Неизд. док-ты по истории парижских секций 1790-1795 гг., СПБ, 1912; Неизд. протоколы парижских секций 9 термидора II года, СПБ, 1914; Парижские секции времен Франц. революции (1790-1795), СПБ, 1911; Политич. выступления парижских секций во время Великой революции, "Рус. богатство", 1912, No 11, и др.). Уже после Великой Октябрьской социалистической революции Кареев опубликовал в 1924-1925 годы работу "Историки Французской революции" в 3 томах - непревзойденный пока по полноте историографический обзор основных трудов в этой области, рассматриваемых, однако, автором с его прежней либерально-буржуазной точки зрения.

Б. Г. Вебер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965 .

Сочинения: Список трудов К. в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П.-М., 1923, с. 7-18, а также в его труде: Историки Франц. революции, т. 3, Л., 1925, с. 298-300 (работы по Франц. революции).

Литература: Маркс К., (Письмо) M. M. Ковалевскому. Апрель 1879 г., в кн.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951, с. 232-33; Энгельс Ф., (Письмо) К. Каутскому. 20 февраля 1889 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953, с. 407-11; Бузескул В., Всеобщая история и ее представители в России в XIX и нач. XX века, ч. 1, Л., 1929, с. 153-68; Вебер Б. Г., Первое рус. исследование франц. бурж. революции XVIII в., в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 642-63; Фролова И. И., Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории франц. крестьянства в эпоху феодализма, в сб.: Ср. века, вып. 7, 1955, с. 315-34; Очерки истории ист. науки в СССР, (т.) 2, М., 1960, с. 461-83, 503.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Историко-философские и социологические этюды. М., 1895;

Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896;

Историка (Теория исторического знания). СПб., 1916;

Общие основы социологии. Пг., 1919.

Литература:

Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931;

Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960;

Мягков Г.П. Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988;

Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988;

Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994;

Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998:

Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000;

Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002;

Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

Научная сфера:

история, социология

Никола́й Ива́нович Каре́ев (6 декабря , Москва - 18 февраля , Ленинград) - русский историк. Родился в деревне Аносово Смоленской губернии. С 1910 член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1917 г. член-корреспондент Российской Академии Наук, с 1929 почётный член АН СССР .

Учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. унив. в г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3 моск. гимназии. Выдержав в г. магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII в.», M., ), защищенной им в г. В 1878-79 г он по приглашению ист.-фил. факультета Моск. унив. читал курс истории XIX в. в качестве стороннего преподавателя, а с осени по конец г. состоял экстраордин. проф. Варш. унив., откуда также получил заграничную командировку для приготовления доктор. диссертации («Основные вопросы философии истории», М., ; защищена в Московском университете в г.). Сочинение это вызвало большую полемику, по поводу которой Кареев издал (Варшава , ) книгу «Моим критикам».

В сентябре 1899 г. уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжает преподавать Александровском лицее . С 1902 г. читает лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоит председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Продолжает быть председателем исторического общества и работать в комитете литературного фонда, равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоит фактическим председателем. С 1904 г. состоит гласным Петербургской городской думы.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (Смоленская губерния), находился под домашним арестом пять дней.

Дочь Н. И. Кареева, Елена Николаевна Верейская, была детской писательницей. Её муж, Георгий Семенович Верейский, был художником-графиком, действительным членом Академии художеств СССР.

Имя Н. И. Кареева носят Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике (Третьи чтения состоялись в 1999 г.).

Научная деятельность

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филолог . записках» и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ). Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету («Падение Польши в исторической литературе», ; «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше», ; «Исторический очерк польского сейма», ; «Польские реформы XVIII в. », ; «Causes de la chute de la Pologne», -, и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Третью категорию работ К. составляют «Основные вопросы философии истории» (2-е изд. ), третий том которых вышел под заглавием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге «Историко-философские и социологические этюды», ). Кареев одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России.

Автор курса «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917). В 1911-15 приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 опубликовал 3-томную работу «Историки французской революции» - первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Являлся редактором исторического отдела ЭСБЕ .

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Введение в изучение социологии»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодежи сочинения:

  • «Писем к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Труды Н. И. Кареева

  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903. - 348 с.
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.

Литература о Н. И. Карееве

  • Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, И. А. Ильин. - СПб., 1994. - 125 с.
  • Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В.А. Филимонов. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7

Ссылки

  • http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/145494.html - статьи
  • Ростиславлев Д.А. «Н. И. Кареев о якобинской диктатуре »
  • Работы Кареева по истории Великой Французской революции
  • Н. И. Кареев Фрагменты книги «Историки Французской революции»
  • Список работ В.А.Филимонова, в том числе около 50 работ о Н.И.Карееве. Более половины - полнотекстовые

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Николай Караченцов
  • Николай Карлович Баумгартен

Смотреть что такое "Николай Кареев" в других словарях:

    Кареев, Николай Иванович - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 24 ноября (6 декабря) 1850(1850 12 06) Место рождения: Москва, Российская империя Дата сме … Википедия

    Кареев, Николай

    Кареев Николай Иванович - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    Николай Иванович Кареев - Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    Кареев Н. - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    Кареев Н. И. - Николай Иванович Кареев Дата рождения: 6 декабря 1850 Место рождения: Москва Дата смерти: 18 февраля 1931 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

    КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филологический факультет Санкт Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением… … Энциклопедия социологии

    Кареев Николай Иванович - Кареев, Николай Иванович историк. Родился в 1850 г.; окончил курс по историко филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских Филологических Записках и в Знании; первый его печатный… … Биографический словарь

    Кареев, Николай Иванович - историк; род. в 1850 г.; учился в 5 й московской гимназии и окончил курс по историко филологическому факультету Московского унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял вместе с тем учителем… … Большая биографическая энциклопедия

    КАРЕЕВ - Николай Иванович (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филол. ф т Санкт Петербург, ун та (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, ун тов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением по… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • История Западной Европы в Новое время. Развитие культурных и социальных отношений. Восемнадцатый век и французская революция , Николай Кареев , Данный том посвящен интереснейшему периоду истории Европы - эпохе Просвещения. Кареев так характеризует эту эпоху: "В середине XVII в… Категория: Европа Серия:

КАРЕЕВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1850–1931), русский историк, философ, социолог. Родился 24 ноября (6 декабря) августа 1850 в семье мелкопоместного дворянина в Москве. Получил дворянское воспитание, окончил 1-ю Московскую губернскую гимназию. Одноклассниками по гимназии были В.С.Соловьев (сын знаменитого историка), Н.А.Писемский (сын писателя). По окончании гимназии в 1869 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Учился у Ф.И.Буслаева , С.М.Соловьева , В.И.Герье . По рекомендации последнего по окончании университета был оставлен при кафедре всеобщей истории для приготовления к профессорскому званию. В 1876 сдал магистерские экзамены и уехал во Францию для сбора материала по теме диссертации. Магистерскую (т.е. кандидатскую) диссертацию Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти ХVIII в. успешно защитил в Московском университете в 1879. Работа представляла собой крупный вклад в изучение плохо исследованного вопроса, в том же году вышла отдельной книгой на русском языке, а затем была переведена на французский.

Став магистром, некоторое время преподавал в Московском университете историю Европы 19 в., затем уехал в Варшаву, где занял место экстраординарного профессора в местном университете. Был сторонником русско-польского сближения на основе равноправного партнерства, отрицавшего политику самодержавия. С этих позиций читал курс всеобщей истории, занялся изучением прошлого Польши. Опубликовал несколько работ на эту тему, в том числе Падение Польши в исторической литературе (1888), Исторический очерк польского сейма (1888), Польские реформы ХVIII в. (1890) и др. Свидетельством доверия к нему поляков стало избрание Кареева в 1902 членом-корреспондентом Краковской Академии наук.

Работая в Варшаве, подготовил и в 1884 защитил в Москве докторскую диссертацию Основные вопросы философии истории (опубликована в 3-х томах в 1883–1890), в которой с позиций модного в те времена позитивизма детально проанализировал взаимоотношения философии и исторического знания. По мнению Кареева, история – это наука преимущественно эмпирическая и описательная («кладовая фактов»), а философия истории – наука теоретическая и конкретно-историческая, исследующая закономерности общественных изменений. Важнейшими в историческом процессе являются экономический и социальный факторы. Вместе с тем большое значение для исторического прогресса имеют идеи, умственная жизнь общества, деятельность отдельных личностей.

В 1885 Кареев переехал в Петербург, работал сначала приват-доцентом, а затем профессором по курсу всеобщей истории в столичном университете. Одновременно преподавал на Высших женских курсах, в Александровском лицее, в Политехническом институте. На базе университетских курсов подготовил и опубликовал семитомный (в 9 книгах) труд История Западной Европы в новое время (1892–1917). Другим важным исследованием стала книга Сущность исторического процесса и роль личности в истории (1890). Большой популярностью пользовались гимназические учебники Кареева. Так, Учебная книга новой истории (1900) выдержала 15 изданий и была переведена на болгарский, сербский и польский языки, Учебная книга истории средних веков (1900) – 9 изданий, Учебная книга древней истории (1901) – 8 изданий.

Придерживаясь либеральных и демократических взглядов, Кареев выступал противником политики властей в отношении высшей школы. Вместе с некоторыми профессорами Петербургского университета подписал письмо министру народного просвещения, в котором протестовал против репрессий в отношении участников студенческих волнений 1899. За это был уволен из университета и с Высших женских курсов. Вернулся к преподаванию лишь во время Первой русской революции.

В годы революции участвовал в депутации ряда литературных и общественных деятелей Петербурга, обратившихся к властям с просьбой отказаться от применения силы против народной манифестации 9 января 1905. За участие в депутации был арестован и несколько дней провел в Петропавловской крепости. Вступил в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. В 1905 был избран в Государственную думу от партии кадетов.

После октябрьской революции не эмигрировал. Но публиковать статьи и книги становилось все труднее. В условиях коммунистической перестройки высшего образования как «буржуазный» специалист был уволен из университета. Испытывал материальные лишения: голод, безденежье и, как результат, – болезни и слабость. Радостным событием для 79-летнего ученого стало его избрание в 1929 почетным членом Академии наук СССР и назначение высокой пенсии. Но в то же время большевики арестовали его сына Константина (дочь Елена вышла замуж за художника Г.С.Верейского и стала известной детской писательницей); в связи с так называемым академическим делом начались репрессии против близких друзей по научной и профессорской среде.