Факторы влияющие на формирование идентичности человека. Факторы становления этнической идентичности. Выходные данные сборника

Выходные данные сборника:

ГОРОД В ПОВСЕДНЕВНОМ СОЗНАНИИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ивенкова Ольга Александровна

канд. филос. наук, доцент кафедры философии
Смоленского государственного университета,
РФ, г. Смоленск
.

THE CITY IN DAILY CONSCIOUSNESS: IDENTITY FORMATION FACTORS

Ivenckova Olga

candidate of Science , associate professor of philosophy
of Smolensk state university,
Russia, Smolensk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается важность повседневности как необходимого слагаемого факторов формирования городской идентичности. Рассматриваются стабильные, изменчивые и символические факторы, их взаимосвязь с повседневными представлениями людей об окружающей реальности. Показано, каким образом быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение ключевых механизмов коммуникации между индивидами влияют на повседневное сознание. Обозначена роль городской идентичности в поддержании его стабильности.

ABSTRACT

In article importance of daily occurrence as the necessary formation of city identity composed factors is considered. Stable, changeable and symbolical factors, their interrelation with daily ideas of people of surrounding reality are considered. It is shown how fast rates of sociocultural transformations, change of key mechanisms of communication between individuals influence daily consciousness. The role of city identity in maintenance of its stability is designated.

Ключевые слова : повседневность; повседневное сознание; городская идентичность.

Keywords : daily occurrence; daily consciousness; city identity.

Трансформационные процессы за истекший век глубоко проникают в общественные уклад и мировоззрение людей. Стремительно сменившие друг друга традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество видоизменяют важнейшие социальные институты, научные парадигмы, и, без сомнения, заставляют пересмотреть отношение к положению и роли личности в обществе. Урбанизация и глобализация, дополняя и усложняя этот процесс, делают проблемным отношение ко многим устоявшимся категориям. Повседневность же, являясь неотъемлемой и во многом системообразующей частью жизни человека, формирует поле взаимодействия индивида и социума как условие воспроизводства жизненно важных отношений. Соответственно, в периоды нестабильности, перелома или коренного изменения вектора социального развития резко обостряется проблема адекватной ориентации человека в окружающей действительности.

Наиболее быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение ключевых механизмов коммуникации между индивидами отмечаются внутри городского пространства. Город по своей сути является центром генерации идей социально образующего и преобразующего, культурного и идеологического характера. Социокультурное пространство города максимально ярко отражает трансформацию общественного сознания, происходившую под влиянием различных факторов окружающей человека среды, а также взаимодополняющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов. Это даёт толчок к развитию представлений о городской идентичности.

К современному пониманию феномена идентичности наука приходит во второй половине 1960-х гг., обращая особое внимание на образовавшуюся многослойность социальной структуры и новые основания социальной дифференциации. Формируется соответствующая научная интерпретация, выражающаяся в понимании критериев и механизмов функционирования социальных идентичностей. Урбанизация и неоднозначность роли современного города способствовали выделению такой дефиниции, как «городская идентичность». Можно выделить несколько групп факторов, влияющих на городскую идентичность: стабильные (местоположение, климат, история города), изменчивые (размер и население, внешний облик города, культурные традиции) и символические (городская символика, политический климат, культурные коды поведения жителей, знаковые события и личности, характер внутренних коммуникаций и пр.) .

Базовым, стабильным фактором является проживание в конкретном городском пространстве. Пространственные характеристики выражаются не только в конкретных географических условиях, в которых развивается местное сообщество, но и в определенных образах пространства, порождаемых повседневным сознанием. Посредством географических образов повседневное историческое сознание позволяет членам социокультурных общностей обживать окружающий мир, занимаемые ими территории не только в плане физической адаптации, но и в феноменологическом аспекте. Городская, или региональная идентичность в целом проявляется в существовании устойчивых образно-географических композиций, а освоенное пространство идентифицируется как система региональных и оригинальных образов . Повседневная практика жизнедеятельности также содержит в себе и механизмы формулирования, согласования, реализации и постоянной корректировки этих представлений.

Социальные отношения, сложившиеся на определенной территории и имеющие, соответственно, своеобразную узкорегиональную специфику, определяют вторую группу факторов формирования городской идентичности. Включенность в долговременные стабильные социальные группы определяет отношение индивида к группе и групповой принадлежности («свой»-«чужой»), групповые ценности, стереотипы, нормы и пр. Формируясь в результате социализации и адаптации в определённом территориальном поселении, городская идентичность представляет собой социокультурное образование, основанное на усвоении и воспроизводстве культурных символов, традиций, образа жизни жителей конкретного города. Субъект повседневности складывается и существует только на базе конкретного социального целого, причем связь индивида и сообщества носит исторический характер, обусловленный особенностями социальных отношений. Воспитание, трансляция правил и ценностей, социализация в целом обеспечивается в первую очередь повседневным межличностным общением. Т. о. повседневное сознание есть отражение особенностей условий жизни любой социальной общности, её интересов и стремления к самобытности. В процессе повседневной коммуникации человек раскрывает себя, самореализуется и становится объектом для привлечения опыта других людей и восприятия основных составляющих городской идентичности.

Непосредственная связь человека и города, выражающаяся в проживании на его территории, постоянных контактах с местным сообществом, восприятии и трансляции принятых норм и ценностей дает прямую возможность самоидентифицировать себя как элемент определенной системы. Но очень часто можно увидеть примеры сохранения черт городской идентичности даже у тех индивидов, которые в течение некоторого времени находились за пределами города. Данный аспект заставляет особое внимание обратить на символические факторы городской идентичности. Её основами, отражающимися в повседневном сознании, можно назвать городские мифы и мифологемы. В них выражаются представления жителей о прошлом, настоящем и будущем города с обязательным включением идеальных представлений о нем. Повседневное сознание наделяет «свой» город, его культурные традиции и историю, сугубо положительной оценкой, в то время как «чужие» зачастую оцениваются отрицательно. Эта же тенденция прослеживается в противопоставлении «коренные жители» - «пришлые», «понаехавшие», поскольку через принадлежность индивида к городу определяется степень принадлежности к общности.

К. Хюбнер в книге «Истина мифа» пишет: «Нация определяется согласно своей истории и пространству, в котором эта история отображалась» . Соответственно, городская топонимика тоже воспринимается через призму мифологии. Интересны в данном контексте топонимы, отражающие этническое прошлое региона. Примером служит село Русское (Шумячский район Смоленской области). Свое название оно получило потому, что вокруг него в недалеком прошлом располагались нерусские (белорусские) селения, что отражает повышенное стремление к самоидентификации и отграничении от соседнего этноса. Следует отметить, что название может качественно изменить отношение к пространству, что осуществляется через переименования улиц и ключевых пунктов города, сносе старых и возведении новых памятников.

Огромное значение для формирования городской идентичности имеют знаковые места - участки пространства, имеющие определенные семиотические характеристики, т. е. осмысляемые «с помощью историко-культурного, социального, политического, географического воображения на основе реальных или вымышленных событий» . Значение «знакового» место приобретает только в сознании людей, ассоциирующих себя с внутренними смыслами данного пространства. Способность воспринимать либо воспроизводить конкретные знания о месте, его образе необходима для поддержания собственной идентичности.

Знаковые места находятся в тесной связи с локальными мифами и историями, так как помогают воспроизводить и транслировать их в повседневном сознании, давая опору в виде регулярных и семиотически насыщенных топографических событий. Малоизвестные, на первый взгляд незначительные образы, заключающиеся в истории улицы, дома, человека, детали ландшафта, играют огромную роль в концентрации и интерпретации локальных событий в создании образа города, отражающегося в повседневном сознании.

Особую актуальность символическим факторам придают именно современные реалии, обусловленные глобализацией и распространением капиталистической экономики. Для повседневности же характерно напряженно бодрствующее состояние сознания, целостность личного участия в мире, представляющем собой совокупность самоочевидных, не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий. Концепты нации, этноса, государства размываются, растет интенсивность горизонтальной социальной мобильности, что зачастую негативно сказывается на повседневной жизни общества. Городская идентичность позволит добиться стабилизации повседневности, возвращая ей основное качество - быть опорой человеческого бытия в меняющемся мире.

Список литературы :

  1. Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н.С. Дягилева // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 54-59.
  2. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. - 488 с.
  3. Замятин Д.Н. Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география: научный и культурно-просветительный альманах. Вып. 2. М.: Институт наследия, 2005. - с. 276-323.
  4. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. - 448 с.

Сегодня в условиях введения новых государственных стандартов образования и принятия Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 г.г. формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое и существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах, символах;

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая);

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране.

Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура, спорт, массовая информация), но первичной средой, которая формирует представление о Родине, родной культуре, о поведении, является семья.

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентации в их функциях и целях;

Эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения, желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны;

Ценностно-ориентировочной (аксиологической)уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества.

Деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения, в общественно-политической жизни страны, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять ассоциальным поступкам и действиям, ответственность за принятие решения.

Глава 2 основные формы и методы формирования гражданской идентичности учащихся

2.1. Особенности формирования гражданской идентичности в современном обществе

Изучение процесса формирования гражданской идентичности затруднено в связи с тем, что в России гражданское общество мало развито, практически отсутствует, также как и представление о его ценностях, эталонах и идеалах. Это приводит к отсутствию объектов для идентификации. Объектами идентификации при формировании гражданской идентичности (особенно в детстве) могут быть герои сказок, литературные и исторические персонажи. При этом очень важно, чтобы в их содержании были раскрыты общечеловеческие ценности, специфические культурные и гражданские эталоны. Глубокие изменения социальной ситуации, ценностных ориентиров, преобладающие в современном обществе, нарушили его стабильность. Но культура и искусство остаются неизменными, даже когда меняется быт, мировоззрение и т.д. Поэтому культура и может восстановить связь времен. Культура позволяет найти точку опоры в изменяющейся действительности и восстановить целостность восприятия мира и себя. Связь с позитивным прошлым, с культурой дает возможность позитивно воспринимать новые идеи, новые формы активной деятельности.

Важнейшим условием в формировании гражданской идентичности является наличие позитивной этнической идентичности. Только позитивная этническая идентичность сможет обеспечить толерантные взаимоотношения между представителями различных этнических групп в нашем поликультурном обществе. Но позитивная идентичность может быть сформирована только на основе принятия собственной этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников. Особенно значимой проблема гражданской идентичности становится для поколения, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом. Поэтому основной задачей школы по формированию гражданской идентичности является формирование очень важных характеристик личности, таких как:

Гражданский патриотизм;

Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

Установка на владение универсальными способами познания мира.

И.А. Акимова Кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой социологии и культурологии, МГТУ им. Н.Э. Баумана
Журнал «Сервис Plus », №1 за 2009 год

Средства массовой информации (СМИ), или масс-медиа, очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах. Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной идентичности личности.

В последние десятилетия одной из важнейших проблем формирования личности является проблема формирования ее идентичности. Это нашло свое отражение в появившихся за последнее время многочисленных исследованиях не только психологических наук (которые традиционно занимались этой темой), но также социологии и культурологии.

Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение информационных технологий в современном постиндустриальном обществе вызвало широкий интерес к месту и роли СМИ в формировании общественного мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности.

Некоторые ученые говорят о современности как об эпохе «медиакратии», власти средств массовой информации. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов. Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц, ее контролирующих — «медиакратов».

Массовая информация по своей сути — информация социальная. Она имеет широкую аудиторию, рассредоточенную во времени и пространстве, и распространяется с помощью технических средств. Массовая информация отражает общественные процессы и имеет свою цель — управление обществом или его подсистемами через управление людьми. Массовые коммуникации в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения.

В соответствии с техникой и технологией передачи информации выделяют ее главные средства: прессу, радио, телевидение. Особо можно выделить Интернет — открытую информационную среду социальных коммуникаций. Хотя СМИ не являются единственным источником наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе представить.

Само слово media («посредник») навевает мысли, что СМИ являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. СМИ отражают или создают новую реальность? Конечно, в значительной мере они отражают то, что происходит вокруг. Однако СМИ проявляют изобретательность и избирательность в отношении того, что и как рассказать нам о происходящих в мире событиях (навязывание повестки дня), а мы затем принимаем эти интерпретации, которые становятся частью наших представлений и нашего опыта. СМИ «создают» мир, который затем становится реальностью. Благодаря своему продолжительному воздействию на сознание людей, СМИ становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.

В обыденном сознании средства массовой коммуникации часто ассоциируются исключительно с развлечением и как таковые рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Это явная недооценка степени их влияния на нашу жизнь. Массовые коммуникации также связаны со многими другими (кроме развлечения) аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой коммуникации, как газеты, телевидение, Интернет оказывают широкое влияние на нашу жизнь и общественное мнение. Это происходит не только потому, что они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что они являются средством доступа к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей социальной и духовной жизни.

Как показывают исследования ВЦИОМ 2005-2006 гг., россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют президента России и СМИ. СМИ в целом как институт общества стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в устойчивых пределах 53-55%. За последние годы ситуация мало изменилась.

Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Новый средний класс ориентирован на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, а не серьезную аналитику, на современную массовую культуру. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.

Существует мнение, что молодежь сегодня не смотрит телевидение — все «ушли» в Интернет. Это неверно. По данным ВЦИОМ (вышеназванное исследование) Интернет является пока не самым популярным источником информации в России. Из него предпочитает получать информацию лишь каждый десятый россиянин. Однако в крупных городах и для молодой аудитории роль Интернета как источника информации становится достаточно заметной. Интернетом как основным источником сведений пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9-12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. В настоящее время в связи с реализацией государственной программы информатизации средних школ число молодых пользователей увеличилось.

Как уже было отмечено выше, СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью. СМИ как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.

Что ждет индивид от СМИ? Он ждет подтверждения и расширения своих взглядов на окружающую его реальность, ее возможности и опасности; приобретения определенных навыков и знаний, способных помочь в его жизнедеятельности; найти образцы подражания, возможности наметить социально предпочтительную линию поведения и действовать на основе полученной информации, развлечься и отдохнуть от собственных проблем. СМИ готовы предоставить индивиду эту возможность, т.к. с точки зрения общества именно это и является функцией СМИ. Основной функцией массовой информации является обеспечение взаимосвязи между обществом (или общностями), с индивидами и социальными группами путем распространения информации о фактах, явлениях, событиях и социокультурных ценностях общества.

Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей картины мира и картины мира отдельной общности и/или группы, передача от поколения к поколению ценностей культуры данного общества, а также дать возможность отвлечься от трудностей социального бытия путем введения развлекательной информации.

Современные средства массовой коммуникации и в политической, и в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения нормального психологического состояния человека, группы, общества. Невозможно требовать защиты от «направленных» информационных воздействий СМИ, но следует понимать, что существует реальная угроза «психологического инфицирования» не только отдельного человека, но и всего человечества. Особенно актуально это в отношении молодого поколения. Оно еще не обладает достаточным уровнем образования и жизненным опытом, чтобы «фильтровать» информацию, которую им предоставляют СМИ. СМИ становятся одним из авторитетных агентов социализации молодого поколения.

Одним из важнейших итогов социализации является обретение социокультурной идентичности. Социокультурная идентичность — это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре. Идентификационный механизм — это, прежде всего, оценка действующих обстоятельств жизни или конкретной ситуации, ставших для молодого человека проблематичными, неопределенными или неизвестными. Он соотносит их с некоторыми идеальными представлениями, задающими образ поведения должного или желаемого, возможного или уже происшедшего.

Обретение идентичности молодым человеком осложнено не только манипулятивными технологиями СМИ, но и всей социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе.

В современном многополярном и мультикультурном мире поиски личностью своей идентичности становятся самым актуальным требованием выживания и адаптации к этому быстро меняющемуся миру, требованием, определяющим складывающуюся систему ценностей.

В жизни современного российского общества происходят кардинальные изменения, связанные с влиянием постиндустриальной трансформации практических всех сфер жизнедеятельности. Россия вступила на путь развития постиндустриального, информационного общества, и все негативные последствия этого пути, который развитые западные страны ощутили раньше, мы можем наблюдать сейчас. Постиндустриальная трансформация общества перестраивает и личностное содержание современного человека. «Было бы глупо полагать, что фундаментально изменившиеся материальные условия жизни не затрагивают личность, или, точнее, социальный характер. Изменяя глубинные структуры общества, мы также изменяем людей» .

В ситуации, когда на протяжении жизни даже одного поколения окружающий мир меняется очень быстро, казавшиеся ранее незыблемыми системы ценностей разрушаются, представления о смысле жизни и месте человека в социуме не разделяют даже близкие по возрасту поколения, не говоря уже о поколениях старших («отцы и дети»), проблема обретения идентичности стала если не самой важной, то одной из важнейших.

Современная социальная жизнь предоставляет человеку множество статусно-ролевых возможностей, которые он пытается реализовать в своей частной, повседневной жизни. Попытки реализации не всегда приводят к проявлению новой устойчивой идентичности. Современная жизнь постоянно вносит свои коррективы в «правила игры», не всегда человек успевает адаптироваться к новым условиям. Неврозы, депрессии, деструктивное поведение — спутники жизни современного человека.

Человек — существо коллективное, но современный мир разрушает тягу к коллективизму как родовому свойству индивида. Постоянно растет стремление к индивидуализации личности, она уходит от векового «мы» к обретению персонального, подлинного личностного «Я».

И соответственно, человек становится все более автономен по отношению к своей социальной среде, ее жизненным ориентирам и нормативам и, следовательно, все более не зависим от них. «Супериндустриализм требует и создает не стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей, индивидуалов, а не роботов» .

Резко падает зависимость личности от «предписанных» особенностями и условиями рождения статусных характеристик — имущественного и классового положения, пола, местожительства, конфессии и др. Резко возрастает значимость лично приобретаемых в ходе социализации и, особенно, последующей ресоциализации статусных позиций. Повышается релятивность идентификационных процессов, приобретаемые позиции также оказываются весьма относительными и ротационными. Но не все индивиды отстраняются от общества и «уходят в себя». Значительная часть все-таки весьма активна, но это активность особого рода, которая настораживает. За последнее время в современном мире наблюдается взрывной рост эгоистического индивидуализма, «эгоцентризма», что порождает негативные по своему содержанию и последствиям явления. Причем, по мнению западных исследователей, весомый вклад в эту «эгоизацию» общества вносит сегодня уже не только растущее влияние рыночных отношений в социальной сфере, но и успехи информационных технологий. Они вносят свой очевидный вклад в новую социальную ситуацию (одиночество), порождая новое интерактивное одиночество. Оно складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир Интернетпространства, где живые социальные контакты заменяются контактами виртуальными.

«В динамическом мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность... Наступает эпоха нормализации неустойчивых социально-идентификационных состояний личности. И процесс этот следует принимать как социальный факт» .

Вместе с быстрыми и часто негативными изменениями в мире и обществе, расширением влияния и ростом возможностей средств массовой коммуникации человек чувствует неустойчивость своего существования. Кризис общества приводит к кризису идентичности.

Особенностью современного мира, часто оцениваемого как его кризисное состояние, является, как отмечает З. Бауман, уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Это комбинация личностных переживаний «ненадежности (работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности (в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (собственного тела, своего «Я» и их продолжений: имущества, соседей, всего сообщества)» .

Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, молодой человек чувствует потребность постоянно выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых условиях не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни в этом быстро меняющемся обществе, и человек снова и снова пытается найти свое место в мире.

Таким образом, роль СМИ очень неоднозначна. С одной стороны, они открывают перед человеком широкие возможности приобщения к мировой информационной картине, опыт человека расширяется в глобальном масштабе. Никогда еще человеку не была доступна информация такого широкого уровня. С другой стороны, налицо способность СМИ конструировать новую фрагментарную реальность, подчас очень далекую от истинной, создавая иллюзию участия и сопричастности к событиям и явлениям в мире и обществе. Это приводит к тому, что человек начинает мифологически (по Г. Маклюэну) воспринимать мир. Но миф способен и обогатить духовный мир человека, и разрушить его. Мифология массового потребительства, эгоизма, космополитизма и развлечений, агрессивно насаждаемая СМИ, разрушает духовный мир личности.

Через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной просвещенности и исключительности. Фрагментарность предлагаемой реальности порождает «лоскутную» и неустойчивую идентичность. Если до середины XX века еще можно было говорить о некой «моноидентичности» (хотя и достаточно условно), то сегодня — о «полиидентичности», но «полиидентичности» весьма неустойчивой, «лоскутной». Потеря стабильности, устойчивости бытия — диагноз нашего времени. Сегодня уже нельзя оставаться таким, каким ты был вчера, а завтра принесет тебе новые изменения, к которым ты, возможно, еще не готов. И прежде восторженное восхищение техническими возможностями СМИ сменяется пессимистическими прогнозами на будущее человека как свободно мыслящего существа.

Литература

1. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

2. Данилова Е.Г., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современного общества. // Социологические исследования. 2004. № 10.

3. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

4. Тоффлер А. Футуршок. СПб., 1997.

  • Багаева Ираида Ахсарбековна , аспирант
  • Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
  • ГРУППА
  • БЫТИЕ
  • ПОТРЕБНОСТЬ
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
  • ФАКТОРЫ
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ
  • ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

В статье рассматривается понятие групповой идентичности, ее цели, факторы формирования и совершенствования в современном обществе; а также условия существования, развития, сохранения и устойчивости национальной идентичности как системы.

  • Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии
  • Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп

Самой главной функцией любой группы (сообщества) является стремление к выживанию, продолжению существования, а в лучшем случае, совершенствованию её бытия. Нация как «группа» так же видит своей целью обеспечение полноценного существования её членов.

В то время как стабильность в группе обеспечена, возникает новая цель- продление жизни и преобразование путём формирования идентичности как общего признака принадлежности к данному сообществу. Каждая нация несет в себе устойчивую генетическую базу (отличие, признак), изменения могут происходить по необходимости, в зависимости от перемены внешних условий, а также места обитания.

Групповая идентичность у людей проявляется через различные направления культуры, процесс социализации и т.д. Мера культурной идентичности- это одно из факторов существования группы. Национальная идентичность же обеспечивает сохранение нации.

Если говорить об идентичности как о генетической принадлежности к группе (нации), то основной характеристикой является внешность (фенотип). Целостный образ дополняется определенным стилем поведения в повседневной деятельности и в общении с окружающими.

В процессе развития общества внешние (расовые) признаки становятся менее значимыми, а на первый план выдвигаются сложившиеся групповые нормы, потребности, традиции и ценности. Иными словами идентичность групп можно понимать как социокультурную идентичность.

Главным отличием групповой идентичности людей является динамика развития, зависящая как от внешних условий, так и от формирования членов данной группы отношения к своему сообществу, к сложившейся в ней системе норм.

Главными составляющими идентичности являются:

  1. объективная (групповые потребности, нормы и ценности),
  2. субъективная (воспринимаемый членом группы общий образ функций, интересов и т. д).

Если применить эти компоненты по отношению к национальной идентичности, то объективная составляющая выступает как образ нации-характер, традиции, многогранность проявлений специфики культуры; а субъективная- вбирает в себя широту восприятия мира (мировоззрение). Оба компонента могут меняться по различным причинам, однако наиболее «лабильна» субъективная сторона идентичности, склонная к изменениям и дополнениям.

Язык, религиозное направление, сохранение культурного наследия и почитание традиций- это одни из тех важных основ, которые характеризуют национальную идентичность, формируют менталитет, а также способствуют укреплению системы; устойчивость также обеспечивают члены нации путем осознания, принятия и приложения усилий для развития своего сообщества.

Устойчивость национальной идентичности как системы обеспечивается путем соблюдения членами группы сформировавшихся норм, функций, требований, а также через развитие, способствующее преобразованию и процветанию общества в будущем.

К сожалению, в последнее время мировоззренческие основы подвергаются разрушению: засоряется язык, происходит искажение коллективной памяти, возникает деградация в обществе.

Сохранение полноценности национальной идентичности требует усилий, так как устоявшаяся в прошлом система может оказаться недостаточно эффективна. Акцент должен быть сделан на национальные интересы, на факторы, способствующие развитию и процветанию, должно придти осознание необходимости улучшения жизни нации в целом.

Человек- существо многогранное, в нем жизнь как естественного (природного), так и духовного (возвышенного). И, безусловно, условия, создаваемые для развития и сохранения его бытия, а также его национальной принадлежности, должны создаваться с учетом специфики человеческой сущности.

Следовательно, для полноценного существования и устойчивости нации важно создавать благоприятные условия не только для общества в целом, но и для каждого его представителя в частности.

Список литературы

  1. Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006.
  2. «Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву-зов» / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.
  3. Кортунов С.В. «Национальная идентичность». М.: Аспект Пресс, 2009.
  4. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998.
  5. Стефаненко Т.Г. «Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности». М., 1999.
  6. www.wikipedia.ru.

До подросткового возраста мы смотрим на себя исходя из следующего набора ролей: друг, враг, студент, футболист, гитарист, а также на основе членства в кликах, клубах или в компаниях. В этот период наши более широкие когнитивные возможности (глава 11) позволяют нам их проанализировать, выявить в них элементы несовместимости и конфликтности и реорганизовать эти роли, постепенно продвигаясь к своей идентичности. Иногда мы отказываемся от предшествующих ролей; в некоторых случаях мы устанавливаем новые отношения с родителями, братьями, сестрами и сверстниками. Эриксон (Erikson, 1968) видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое должны преодолеть подростки для успешного перехода во взрослость. В идеальном случае они осуще-

526 Часть III. Подростковый возраст

ствляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям.

Факторы, оказывающие влияние на идентичность. Многие идеи подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.

Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматическим в детстве, - в семье, компании по соседству или, например, в религиозной общине, больше не является столь уютным или удовлетворительным, как это было ранее. Часто подросток ощущает конфликт лояльности к семье, сверстникам и другим референтным группам.

Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.

Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером).



Концепция идентичности Эриксона. Эриксон большое внимание в своих исследованиях уделял проблемам подростков и молодых взрослых. Его работы о процессе установления «внутреннего чувства идентичности» оказали огромное влияние на психологию развития. Согласно Эриксону, формирование идентичности часто является длительным и сложным процессом самоопределения. Оно обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. Оно примиряет склонности и таланты самого индивида с предшествующими ролями, которые дали родители, сверстники или общество. Помогая человеку понять свое место в обществе, оно предоставляет также основу для социального сравнения. В итоге чувство идентичности способствует обеспечению направления, цели и смысла жизни (Erikson, 1959,1963,1968; Waterman, 1985).

Виды формирования идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527

этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути.

Подростки, находящиеся в статусе предрешенности, приняли на себя обязательства, не пройдя через процесс принятия решения. Они выбрали профессию, религиозные взгляды, идеологию и другие аспекты своей идентичности. Однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее их родителями либо учителями, чем ими самими. Их переход к взрослости проходит ровно и сталкивается лишь с незначительными конфликтами, но в нем нет активного экспериментирования.

Молодежь, у которой отсутствует чувство направления, а возможно, и нет выраженного желания обрести его, находится в диффузном статусе. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали себе профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают столкновения с этой проблемой. Некоторые из них сосредоточены на сиюминутном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и видами поведения (Cote, Levine, 1988).

Подростки или молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена «поиском самих себя».

И наконец, достижение идентичности является статусом, достигаемым теми, кто прошел через кризис идентичности и принял свои обязательства. В итоге они сами выбрали себе работу и пытаются жить по самостоятельно сформулированному моральному кодексу. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус (Marcia, 1980).

Следствия статуса идентичности. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ Я и реакции на стресс у подростков. Кроме того, кросс-культурные исследования в Соединенных Штатах, Дании, Израиле и других странах позволяют предположить, что четыре статуса Марсиа являются частью сравнительно универсального процесса развития, по меньшей мере для культур, характеризуемых длительным подростковым периодом и индивидуалистической ориентацией. Давайте рассмотрим то, как четыре статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами подросткового возраста в таких культурах.

Тревога является господствующей эмоцией у молодых людей, находящихся в статусе моратория, вследствие того, что ими не были приняты решения. Они часто ведут борьбу с конфликтующими ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения со своими родителями; борясь за свободу, они при этом страшатся родительского неодобрения либо обижаются, когда те не удовлетворены их действиями. В статусе моратория находятся многие студенты колледжей.

Напротив, подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим. Молодые мужчины, находящиеся в статусе предрешенности, склонны оценивать

528 Часть III. Подростковый возраст

себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче их в чем-либо переубедить.

По всей вероятности, диффузный статус чаще всего встречается у тинэйдже-ров, сталкивающихся с отвержением или пренебрежением со стороны отстраненных или незаботливых родителей. Они могут бросить школу, начать принимать алкоголь или наркотики. Злоупотребление алкоголем наиболее распространено среди детей «равнодушных» родителей (глава 8).

У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее перегружен эмоциями в сравнении с подростками, находящимися в статусе моратория, и не сопровождается изоляцией и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом (Marcia, 1980).

Разумеется, число людей в статусе достижения идентичности с возрастом увеличивается. В старшей школе намного больше индивидуумов в диффузном статусе и статусе предрешенности, чем моратория и достижения идентичности. Статус идентичности может также различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: старшеклассник может находиться в состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии.

Тендерные различия. Марсиа и другие исследователи обратили внимание на существенное различие между мужчинами и женщинами в поведении и установках, связанных с различными статусами идентичности. Например, мужчины в статусах достижения идентичности и моратория обладают, как правило, высокой самооценкой. У женщин эти периоды характеризуются наличием большого числа нерешенных конфликтов, особенно относящихся к семье и выбору карьеры.

Дальнейшие исследования отчасти подтвердили первоначальные данные, но позволили получить более глубокое представление о проблеме. Например, Салли Арчер (Saly Archer, 1985) обнаружила, что по отношению к семье и выбору карьеры девочки-старшеклассницы чаще находятся в статусе предрешенности, а мальчики - в состоянии диффузии. Более того, девочки в статусах предрешенности и моратория проявляли большую неопределенность при улаживании конфликтов, связанных с карьерными и семейными предпочтениями. Однако как мальчики, так и девочки говорят, что они планируют вступить в брак, растить детей и делать карьеру. Девочки обычно чаще выражали свое беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. При вопросе о степени беспокойства, испытываемого респондентами, 75% мужчин и 16% женщин полностью отрицали его наличие, 25% мужчин и 42% женщин признали, что в некоторой степени ощущают его, в то время как 0% мужчин и 42% женщин заявили, что чувствуют сильное беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. Было также обнаружено, что хотя у мужчин развивается прежде всего внутриличностная идентичность, у женщин формируется сочетание как внутри-личностной, так и межличностной идентичности (Lytel, Bakken & Roming, 1997).

В других сферах интересов - религии и политических убеждениях - результаты оказались разнородными. По отношению к религии исследователи не нашли значимых тендерных различий. В отношении политических убеждений, по всей вероятности, существует значительное различие в статусе идентичности между

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 529

старшими подростками мужского и женского пола. Обнаружено, что мужчины намного чаще находятся в статусе идентичности, в то время как женщины - пред-решенности (Waterman, 1985).

Формирование идентичности, культура и окружающая среда. Как указано в главе 2, теория Эриксона уделяет основное внимание проблемам развития в западных обществах, направленных на индивидуальные достижения, а не групповые или коллективные. В наибольшей степени это относится к его представлению о формировании идентичности в подростковом периоде. Здесь можно видеть подтверждение особого внимания Эриксона к становлению индивидуальной, относительно автономной личности, а не сотрудничающего члена объединенной группы. Как правило, в коллективистских обществах польза личности соотносится с пользой всей группы. В этом случае под понятием «группа» может подразумеваться семья, сверстники, соседское окружение, город или общество в целом. Таким образом, в коллективистских обществах уделяется меньше внимания автономии и намного больше тому ребенку или подростку, который готов быть взаимозависимым от других (Matsumoto, 2000). Несомненно, что теория Эриксона в целом универсальна для каждой кризисной стадии; однако могут существовать большие различия в том, что именно данная культура считает наиболее предпочтительным при решении каждого кризиса (Matsumoto, 2000). Таким образом, идентичность - так же, как и Я-концепция, - имеет глубокие корни в культуре и окружающей среде (Adams, Marshall, 1997; Porters, Dunham & Castilio, 2000; Yoder, 2000).

Предположения Марсиа о статусах подростковой идентичности неоднократно подвергались проверке в последующих исследованиях (Marcia, 1966). Такая верификация продолжается и в наши дни. Хотя одни авторы уверяют, что эти статусы не представляют собой континуума явственно различных фаз или способов достижения идентичности (Meeus, ledama, Helsen & Vollenbergh, 1999), другие предполагают, что они по меньшей мере полезны для понимания состояния подростка и проблем взросления в обществах с относительно продолжительным периодом подросткового возраста (Jensen, Karlsen & Kroger, 1999). По всей видимости, от культуры зависят не статусы идентичности подростков. Согласно пред-

Контрольные вопросы к теме

«Задачи развития подросткового возраста»

Подростковый возраст в целом можно охарактеризовать как период «бури и натиска».

Независимо от культуры большинство подростков имеют хорошие отношения со своими родителями.

С точки зрения Эриксона, единственной и наиболее важной задачей подросткового периода является достижение автономии.

Статус диффузии, по Марсиа, является наименее адаптивным из четырех статусов идентичности.

Влияние статуса идентичности различно у мужчин и женщин.

Вопрос к размышлению Как различается формирование идентичности подростков в индивидуалистических и коллективистских культурах?

530 Часть III. Подростковый возраст

положению Алана Уотермена (A. Waterman, 1999), она оказывает влияние на время формирования статусов, их стабильность и тендерные различия. В результате многочисленных исследований было выявлено, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры и в особенности от идеологии и религии (например, Markstrom-Adams, Smith, 1996; Taylor, Oskay, 1995).

Семейная динамика "

На протяжении всего процесса формирования идентичности подросткам приходится соотносить свои собственные ценности и поведение с ценностями и поведением своей семьи. В свою очередь, основные задачи родителей часто выглядят парадоксальными. С одной стороны, успешные родители предоставляют своим детям чувство безопасности и опоры в любящем и принимающем окружении. С другой стороны, они поощряют детей становиться самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других.

То, как именно родители взаимодействуют с подростками, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости. Система семьи динамична: изменения в поведении одного ее члена влияют на всех остальных. Так как подростковый период является эпохой значительных и часто драматичных преобразований, семья как социальная система также испытывает изменения, как и природа общения между поколениями.