Тренинговое занятие для педагогов "когда мы вместе". Тренинг для воспитателей «Доверие Упражнение паровозик для детей

Конспект физкультурного занятия в средней группе

«Веселый паровозик». Воспитатель Сухарева И.Н.

Цель: формирование желания заниматься физической культурой

Программные задачи:

1 . Упражнять детей ходьбе в колонне по одному

2 . Воспитывать умение согласовывать свои движения с характером и ритмом музыки;

3 .Учить детей ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.

4 . Развивать чувство равновесия в ходьбе по гимнастической скамейке,

перешагивая через кубики.

5 . В ходе подвижной игры воспитывать ловкость и сноровку.

6. Вызывать у детей положительное отношение к физкультурным занятиям;

Оборудование: две гимнастические скамейки, кубики, музыкальное сопровождение,

маска собаки и паровозика.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда мы сегодня отправляемся

в путешествие на поезде. Вы будете пассажирами в «вагончиках», а я –

«паровозом». На остановках вы - пассажиры будете выходить и разминаться.

В путешествие нужно отправляться с хорошим настроением. Давайте улыбнемся

друг другу и пожелаем счастливого пути.

А теперь нам пора - вставайте друг за другом и двинемся в путь.

(Ходьба, ходьба на носках, ходьба с высоким подниманием колен, ходьба с хлопками на

каждый шаг, ходьба на пяточках, бег).

Воспитатель: А вот и первая остановка. Эта станция называется «Веселая разминка».

(По показу воспитателя дети выполняют разминку).

Воспитатель:

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

1 . Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок другой

Покачаю головой (И.п - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Голову тянем к правому плечу,

затем в другую сторону). Указание детям «Держите спину прямо».

2 . Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

Другой вперёд,

А потом на оборот. (И. п.- ноги врозь, руки приставлены к плечам. Выполняем круговые

вращения руками. На счет 1-2 вперед, 3-4 назад). Указания детям «Делаем полный круг».

3 . Корпус вправо, корпус влево

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (И.п. – ноги на ширине ступни, руки вытянуты вперед. Повороты корпуса

вправо, влево). Указание детям «Не опускайте руки».

4. Сели встали, сели встали

Ванькой – встанькой словно стали.

Приседаем раз, два, три

Не бездельничай смотри. (. (И.п. - пятки вместе, ноги врозь, руки на поясе.) Указание детям

«Держите спину прямо».

5. Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь. (И. п. – сидя на полу, ноги прямо, упор руками взади. Подтягиваем

ноги к груди, обхватываем колени руками). Указания детям «Ближе подтягивайте колени к

груди».

6. А теперь все дружно стали

И подскоки делать стали.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем прыгать и скакать. (И. п. – ноги вместе, руки на поясе, прыжки). Указание детям

прыгаем легко, ноги держим вместе).

Воспитатель: А теперь наш паровозик отправляется дальше, прошу занять свои места.

(Ходьба по залу с выполнением дыхательных упражнений).

Воспитатель: Следующая станция называется «Спортивная». Как вы думаете,

что мы будем делать? (Выполнять упражнения).

Поточным методом дети выполняют движения

1 . Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая кубик

2. Спрыгиваем со скамьи на полу согнутые ноги.

3 . Ходьба по ребристой доске

4. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Сигнал «Паровоза», дети «едут» дальше.

(ходьба с изменением темпа, с различным положением рук).

Воспитатель: Ехали, мы ехали и наконец, приехали на станцию «Игровая».

Как вы думаете, что мы будем делать? Да, конечно играть.

Подвижная игра: «Лохматый пес».

Задачи : Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки,

и делает вид что спит. Остальные дети находятся около стульчиков. Они тихо подходят к

собаке, воспитатель говорит:

«Вот лежит лохматый пес, в лапы свой, уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит –

не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим –

что же будет?».

Собака просыпается, встает и догоняет детей.

Дети убегают к стульчикам.

Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Воспитатель : Сегодняшнее путешествие подошло к концу. Нам пора

возвращаться назад. Садитесь в поезд. (Ходьба с изменением темпа, дыхательное упражнение).

Воспитатель: ну вот мы и дома, давайте еще поиграем. (Проводится игра малой подвижности

« Найди и промолчи»).

Конспект утренней зарядки в средней группе

«Дрессированные собачки»

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Задачи:

Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям

Развивать все группы мышц, координацию движений.

Дети входят в зал. Воспитатель загадывает им загадку: В будке спит, дом сторожит. Кто к хозяину идет, она знать дает.

Дети: собака.

Воспитатель : Правильно, ребята, собачка. Сегодня к нам в гости пришла не простая, а цирковая дрессированная собачка. (Надевает маску собачки).

Воспитатель: собачка знает много разных упражнений, она и нас им научит. Запоминаете упражнения и выполняйте их правильно.

Идем за собачкой. (Ходьба обычная).

Собачка радуется ребяткам. (Ходьба «змейкой», руки за головой).

Ребята догоняют собачку. (Бег «змейкой»).

Ходьба обычная, построение в круг.

Упражнение «Собачка приветствует гостей».

И.п: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп медленный. Указание детям: «Не наклоняйте голову резко».

Упражнение «Собачка рада детворе».

И.п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в исходную позицию. Отвести локти максимально назад. Вернуться в исходную позицию Повторить 5 раз. Темп медленный. Указание детям: «Держите спину прямо и ровно».

Упражнение «Собачка веселит гостей».

И. п: сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный. Указание детям: «Не сгибайте ноги в коленях».

Упражнение «Собачка отдыхает».

И. п: лежа на полу, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Повторить те же движения левой ногой. По 3 раза каждой ногой. Темп умеренный. Указания детям: «Руки от пола не отрывайте».

Упражнение «Собачка прыгает».

И. п: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки – ноги вместе, ноги врозь. Чередовать прыжки с ходьбой на месте. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза. Указание детям: «Собачка прыгает высоко и легко».

Заключительная часть:

Ходьба по залу друг за другом.

Бег по кругу за собачкой.

Ходьба по кругу с одновременным повторением скороговорки: «Я несу суп, суп, суп. А кому? – Псу, псу, псу. (Повторить 3 раза).

Дети благодарят собачку за зарядку и уходят в группу.

Психологическое занятие для подростков

«ИГРОКИ В ПОЛЕ ЖИЗНИ»

Материалы: стулья, стикеры, простые карандаши, музыка на релаксацию, обои, 12 маркеров, куб с надписями.

Упражнение «Паровозик»

Цель: упражнение направлено на осознание ролей (роли ведущего, ведомого, посредника), которые играет человек в жизни, на интеграцию различных составляющих личности человека.

Участники группы объединяются в тройки и становятся друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый человек - первый «вагончик» второй (он в середине) - второй «вагончик» а третий, последний, - маневренный «паровозик». Вагончики, закрывают глаза, «паровозик» - с открытыми глазами. По команде тренера «паровозики», во всех тройках начинают водить «вагончики» по комнате так, чтобы не было аварий. В помещении можно установить стулья в качестве препятствий. Через минуту-другую по команде тренера все останавливаются и меняются ролями. В следующий раз снова меняются ролями для того, чтобы каждый участник побывал в роли «паровозика», первого и второго «вагончика».

При обсуждении необходимо отрефлексировать свое состояние во всех ролях, сделать выбор: «Какую роль ты бы выбрал, если бы представилась такая возможность? » Каждая роль имеет свои плюсы и минусы. Так, первая роль - роль ведомого, от которого мало что зависит, можно «сачковать», но она несет в себе больше всего опасностей. Вторая - более защищенная роль, человек находится между другими, однако на нем уже лежит ответственность посредника. Ему необходимо точно передать сигнал первому, иначе он может попасть в опасную ситуацию. И, наконец, «паровозик» все видит, но и за все отвечает.

Упражнение «Социальные роли»

Комплекс процедур, позволяющий идентифицировать свои роли.

1. Напишите на листочке роли, которые вы играете по жизни (по 5 ролей, например, ученик, дочь, сын, друг, фанат той или иной группы и т. д.),

2. Ранжируйте их по степени значимости.

3. Напишите на листочке роли, которые хотели бы играть.

4. Ранжируйте и их (они могут совпадать или не совпадать).

Анализ:

Есть ли роли, которые совпали?

Есть ли роли противоречащие друг другу?

Какие сложности возникают при проигрывании этих ролей?

Что мешает их реализовывать? есть роли?

Упражнение «Лисы и Колобки».

Каждый участник получает маленькие листочки бумаги, на которых пишет, к какой из двух групп он себя относит – к «Лисам» или к «Колобкам» (без комментариев). Листочки необходимо сложить и никому не показывать. Затем ведущий предлагает, не произнося не слова, разделиться на две группы. После этого все разворачивают свои листочки и сверяются, правильно ли получилось интуитивное деление на команды. Участникам, оказавшимся «не в своей» группе, предлагается прокомментировать причину их ошибки.

Упражнение «Рrо еt contгa»

Обе группы садятся напротив друг друга. После чего проводится дискуссия «Рrо еt contгa» - чей образ жизни лучше. Каждая группа убеждает противников в том, что их образ жизни лучше. Если кто-то почувствует себя убежденным, он может пересесть на другую сторону.

В результате дискуссии участники могут найти очень много общего в образе жизни одних и других, только все это, возможно, выражено в другой, инаковой форме.

После этого такому участнику предоставляется на выбор – либо перейти к «своим», либо остаться в той группе, где они оказались.

Упражнение «Я зеленый крокодил»

Упражнение проводится в кругу. Ведущий начинает: «Я зайчик…, вызываю зайчика…», при этом говорящий поднимает обе «лапки», те кто стоят справа и слева поднимают по соответствующей руке. Тот, кого вызвали, вызывает другого, при этом движения у него и его соседей те же. Если зайчик или кто-то из его соседей сбились, они выходят в круг и становятся крокодилами. Задача крокодилов – непрерывно перемещаться внутри круга, и говорить: «Я зеленый крокодил». Их задача мешать зайчикам».

Рефлексия: что чувствовали в роли «зайчиков» и в роли «кракодилов».

Упражнение «Требования среды»

Цель: осознание социальных требований к личности мальчика и девочки, исследование гендерных различий, изучение ожиданий в формировании образа современного мальчика и девочки.

Положить на пол два больших листа бумаги в рост подростка. На один ложится мальчик, на другой девочка. Кто-то обводит контур лежащего человека.

После этого группа девочек собирается вокруг своего контура (контурная карта девочки), а группа мальчиков - вокруг своего (контурная карта мальчика). И по очереди или сразу все вместе пишут только с внешней стороны контура человека требования, которые предъявляет социальная среда к мальчикам (например, быть сильными, заботливыми, смелыми и т. д.). То же делают девочки (быть красивыми, сексуальными, добрыми и т. д.).

Затем группы меняются контурными картами. Девочки переходят к «мальчику», а мальчики переходят к «девочке». И пишут только внутри контура человека, что собой представляет сейчас, в реальности, что есть на самом деле современный мальчик и современная девочка.

Обсуждение. Каковы требования среды: реальны они или нереальны?

Какие существуют расхождения между требованиями среды и реальностью? Есть ли резервы совершенствования? и т. д. Когда не совпадают требования и реальность, что делают подростки?

Упражнение «Свеча» (релаксация)

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становится светлее, когда уменьшаете его, становится темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становится ярче и лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

Упражнение «Рефлексия»

На кубе написаны неоконченные предложения для рефлексии. Каждый участник кидает куб, и продолжает предложение, которое ему выпало.

Вспомните сегодняшнюю работу в группе и продолжите следующие фразы:

Я понял…

Меня удивило…

Я почувствовал…

Думаю…

Сегодня меня раздражало…

Мне очень понравилось…

Упражнение «Прощание»

Цель: через ритуал молчания осознать прожитый день.

Взяться за руки, закрыть глаза и постоять молча в течение одной минуты («Помолчать на одну тему»), затем передать через руки соседям чувство, которое хотелось бы вызвать в круге в данный момент.

Звуковая гимнастика основана на методе звукового дыхания М. Л. Лазарева и фонопедическом методе развития голоса В. А. Емельянова, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Голосовые игры способствуют также обогащению тембра голоса ребенка.

Упражнения на растягивание позвоночника помогают детям следить за правильной осанкой. Позвоночник играет ключевую роль в здоровье человека. Поэтому так важно научить ребенка правильно сидеть и стоять, не горбится. Несколько йоговских упражнений, заключающихся в потягивании мышц спины, способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки. Для этой же цели педагог предлагает детям по очереди постоять у «стены здоровья» - части стены без плинтуса, чтобы ребенок, стоя около нее, мог прикоснуться к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.

Бег и ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки дети выполняют пробежку вокруг здания детского сада (скорость 1,0 – 1,2 м/с.), после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме, который отбивает педагог на бубне или барабане.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов способствует тренировке функций головного мозга, что создает предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в бедующем.

Воспитатель должен тщательно подбирать игры для прогулок с учетом возраста детей, при этом необходимо учитывать различную степень подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней и большой подвижностью). Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры (например «Аист и лягушки») и игры с предметами (мячами, скакалками, обручами и т.п.). У старших дошкольников пользуются популярностью игры-эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования, спортивные (футбол, хоккей, городки, настольный теннис, баскетбол, бадминтон и др.).

Моторная плотность прогулки должна быть не менее 60%.

Игры-хороводы, релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

Игры-хороводы проводятся в кругу и сопровождаются движениями в соответствии с текстом. Не обязательно разучивать песни с детьми, достаточно того, чтобы их хорошо знал воспитатель. Дети естественно включаются в пение, сначала только подпевая и выполняя движения, и постепенно осваивают всю песню. Хороводные движения ребенок вслед за воспитателем. В хороводной игре он может проявить свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление социальные контакты.

В хороводы и игры малой подвижности хорошо играет в группе, где пространство ограничено. Дети интересны игры-замиралки (английская игра «Вновь солнышко смеется»), игры-подражания (русская игра «У дядюшке Якова»), игры-забавы («Ладушки»).

Релаксационные упражнения выполняют для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Мы рекомендуем детям выполнить несколько упражнений перед дневным сном: сняв верхнюю одежду, плавно потянуться, сделать дыхательные упражнения в медленном темпе под спокойную музыку и затем лечь в кровать, принять удобную позу и закрыть глаза, слушая негромко звучащую колыбельную, спокойную классическую или релаксационную музыку.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна при открытых фрамугах. Её цель – сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. Она может состоять из 4 – 6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла. Можно заменить комплекс бодрящей гимнастики самомассажем или речевыми упражнениями с движениями. Перед началом гимнастики следует включить мелодическую музыку, вызывающую положительные эмоции. Для пробуждения желательно использовать произведения композиторов-классиков (В. –А. Моцарта, П Чайковского, Ф. Шопена и др.), а также музыку, имитирующую звуки природы. Под музыку дети просыпаются, некоторое время слушают ее, затем выполняют упражнения в постели, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в хорошо проветренную комнату (температура должна быть около 17-19 ºС). Далее под бодрую музыку выполняют упражнения ритмической или ритмопластической гимнастики. В качестве варианта вместо них можно провести оздоровительный бег в трусиках и майках по общественным помещениям детского сада: из группы бег по лестнице вверх, коридору, через зал, по лестницы вниз, по нижнему коридору обратно в группу. Завершают комплекс дыхательными упражнениями. После выполнения всего комплекса дети одеваются.

Общая продолжительность бодрящей гимнастики – 7 – 15 мин. Она дает хороший оздоровительный эффект в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Желательно менять комплекс бодрящей гимнастики 1 – 2 раза в месяц.

Комплекс «Птички» (для младших дошкольников)

После дневного сна в спальне педагог включает кассету «Малыш и птички». Упражнения выполняются на кроватях под звучание классической музыки и фонограмму пения птиц. Каждое упражнение повторяется 3 – 4 раза, педагог в это время читает стихи.

Упражнение «Птички просыпаются»

Дети, лежа на кроватях, медленно поднимают руки вверх – вдох, опускают их вдоль туловища – выдох.

Птички проснулись,

Друзьям улыбнулись,

Вверх потянулись.

Упражнение «Птички расправляют крылышки»

И. п. – лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед грудью – развести их в стороны.

Расправляют крылышки

Птички-невелички,

Разминают крылышки

Воробьи, синички.

Упражнение «разминаем ножки»

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оттянуть носочки – согнуть ноги в голеностопном суставе.

А теперь разбудим ножки,

Поиграем все немножко.

Упражнение «Ножки»

И. п. – то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

Чтоб за веточки держаться.

Нужно ножки разминать,

Их сгибать и выпрямлять.

Упражнение «Потягушки»

И.п. – сесть на кровать по-турецки, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок». Поднять руки вверх, вывернуть «замочек» ладонями вверх, потянуться за руки – вернуться в и.п.

Вот так птички потянулись.

Все они уже проснулись.

Ходьба по «дорожкам здоровья» , разложенными на полу из спальни до умывальной комнаты.

А теперь пора вставать,

По дорожкам шагать,

Умываться, одеваться.

Птичкам хочется летать.

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: улучшение психологического климата в коллективе; снятие психического и физического напряжения; получение положительных эмоций; сплочение коллектива; развитие коммуникативных способностей; профилактика эмоционального выгорания.

Время занятия : 60 - 90 минут.

Материалы: карточки с правилами группы, мяч, карандаши, фломастеры, ручки; половина листа А4 по количеству участников; образец рисунка ведущего к упражнению «Рисунок»; магнитофон; записи мелодий релаксации; раздаточный материал для упражнения «Да – нет»; бланки для педагогов «Неоконченные предложения».

Ход занятия

Звучит тихая мелодия.

Приветствие, знакомство с правилами группы.

Ведущий объясняет особенности предстоящей работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы:

  • доверительный стиль общения (называть друг друга так, как вы привыкли в жизни);
  • общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе»);
  • свои суждения выдвигать в форме: «Я думаю», «Я считаю»;
  • искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников);
  • конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников);
  • определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступающего);

Эти правила выставляются на доску, чтобы они были перед глазами на протяжении всего занятия.

Знакомство по кругу (с мячом)

Давайте познакомимся друг с другом поближе. Сейчас, каждому из вас я по очереди буду бросать мяч, ваша задача - представиться и подобрать к своему имени прилагательное, начинающиеся с первой буквы имени (например, С ветлана – с ообразительная)

Упражнение «Рисунок» (цель: показать многообразие взглядов, при выполнении одинаковых инструкций)

Вам выдаются листы (по половине листа А 4), ваша задача - выполнять задание по инструкции ведущего молча, так, как вы его поняли, не задавая при этом дополнительных вопросов (стараться не смотреть на работу соседей)

Инструкция: посередине листа рисуем дерево, от дерева вправо дорожку, в верхнем углу -солнце, рядом с деревом дом, около дорожки цветы. На небе тучки.

А теперь все разверните свои рисунки и посмотрим, что получилось.

Одинаковые ли получились результаты? (нет)

Как думаете, почему? Ведь инструкция для всех была одинаковая! (не было обратной связи, нельзя было уточнить задание)

Какие ощущения испытывали при выполнении? Была ли раздражительность?

Что хотелось сделать? (выругаться, все бросить, уточнить задание)

Как думаете, что надо сделать для того, что бы избежать ситуации недопонимания? (Точнее и конкретнее выражать свои мысли, а для этого важно ориентироваться на собеседника, иметь обратную связь)

Теперь сделаем это упражнение, но с использованием обратной связи. Я буду давать те же самые инструкции, но теперь вы можете задавать уточняющие вопросы.

Сравниваем результат с образцом ведущего.

Есть ли разница между выполнениями 1 и 2 - го образца рисунка.

Ощущения после выполнения 2го рисунка? Сложнее или проще было? (проще, т.к можно было задавать уточняющие вопросы)

Какие выводы можно сделать по результатам этого упражнения? (важно ориентироваться на собеседника, его уровень, опыт; важно не то, что говоришь, а то что услышали, должна быть чёткая организация речевого сообщения)

А сейчас немного отдохнём и разомнёмся.

Упражнение «Паровозик»

(цель: развитие групповой сплоченности коллектива; развитие коммуникативных способностей; невербальное общение; помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими)

Ведущий разбивает группу на тройки, в каждой тройке есть паровоз, пассажир и машинист. Паровоз находится впереди и идёт первым с вытянутыми вперёд руками, пассажир становиться за ним в серединку и передаёт управление; машинист замыкает триаду, держит пассажира за плечи и управляет всем поездом.

Инструкция: У пассажира и паровоза закрыты глаза. Машинист направляет свой паровоз (обходит препятствия) так, чтобы не получилось столкновений с другими поездами и препятствиями. Говорить во время упражнения никому нельзя, вы должны «слушать» телесные команды машиниста.

Когда группы сформированы поменять местами роли.

Машинисты переходят в другую тройку на роль паровозов или пассажиров, а паровозы и пассажиры могут перейти на роль машинистов.

Задача ведущего - расставлять препятствия, следить за техникой безопасности.

Во время упражнения дается сигнал – меняются тройками и ролями паровоз, машинист и пассажир.

Итог: При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который идёт первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у пассажира), насколько можешь доверять машинисту и « пассажиру». Как это было – быть в роли паровоза, пассажира, машиниста?

Каковы ваши ощущения? Чего не хватало?

Уютно ли вы чувствовали себя в каждой из ролей?

Кто чувствовал себя комфортно в роли паровоза, машиниста, пассажира? (выслушать ответы участников)

Цель: проследить свои ощущения, проанализировать их в ситуациях, где требуется проявить доверие к другому человеку.

Вывод ведущего: те, кто хорошо себя чувствовал в роли машиниста – у того существуют задатки лидера. Все люди разные, кто - то готов вести группу, а кто-то более комфортно чувствует себя в роли ведомого. Многое зависит от того, кто рядом – доверяете ли вы этому человеку. Обратите внимание на то, что самое сложное – вести «паровоз с пассажиром» - так же и руководитель чувствует ответственность за свою команду.

Упражнение «Да – значит Нет». (цель: соблюдение правил конструктивного ведения разговора, научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.)

Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.

Упражнение проводится в общем кругу. Участники разбиваются на пары.

Ведущие выдают готовые спорные утверждения: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все коллеги ценят и уважают друг друга", "Родители никогда не понимают своих детей", «Руководитель всегда прав».

После этого по мере готовности участники произносят (зачитывают) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.

Примеры фраз: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."

Итог: часто в жизни бывает так, что мы не согласны с каким-либо утверждениями, но при этом не всегда корректно и конструктивно выражаем свое несогласие.А ведь если правильно построить разговор, конфликта можно избежать.И к этому надо стремиться.

И закончить наше занятие хотелось бы упражнением «Моечная машина»

Упражнение «Моечная машина»

(цель: сплочение коллектива, снятие физического и нервного напряжения).

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». В роли «машины» должны побывать все участники группы.

Итог занятия:

Группа садится в круг. Ведущие спрашивают каждого (по кругу) - каковы ваши ощущения от занятия, улучшилось ли настроение? и т.п. (по паре фраз).

Мне очень важно знать ваше мнение о занятии. Заполните, пожалуйста, бланки. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите неоконченные предложения (педагогам выдаются готовые бланки с неоконченными предложениями)

  • Я научился...
  • Я узнал, что...
  • Я нашел подтверждение тому, что...
  • Я обнаружил, что...
  • Я был удивлен тем, что...
  • Мне нравится, что...
  • Я был разочарован тем, что...
  • Самым важным для меня было...

Тренинг для воспитателей «Доверие»

Данный тренинг поможет созданию положительных, доверительных взаимоотношений участников тренинговой группы, что необходимо при долгосрочной работы группы.
Цель: формирование доверительных отношений в тренинговой группе
Задачи:
создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
снятие эмоционального напряжения участников группы

Вводная часть:

Ведущий:
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш тренинг направлен на сплочение и развитие доверия в нашей тренинговой группе.
Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Давайте подумаем есть у нас у всех общие цели?
Примеры:
работа в одном саду, взаимодействие в коллективе;
переход в работе на ФГОС;
в рамках тренинга можно получить психологическую помощь, не в полном объеме как во время консультирования, но тем не менее, всегда на тренингах идет саморазвитие и личностный рост;
можно научиться полезным приемам и навыкам: расслабления, борьбы со стрессом или апатией, работы в команде).
Переаттестации;
Открытые занятия.
Для того чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Во время работы не забывайте о правилах работы в группе.

Ведущий:
– На каждом тренинге мы будем учиться осознавать свое состояние: состояние тела, свои эмоции и чувства. Сегодня с этого и начнем.
Цель: диагностика состояния членов группы.
Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей соответствующие люшеровским цветам.
Техника проведения: психолог предлагает участникам каждому чувству и эмоции присвоить свой цвет и раскрасить этим цветом домик, а затем раскрасить силуэт человека.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам взять бланки и наборы карандашей. Теперь можете разойтись по залу, и занять любое удобное для вас место. Займите удобное положение, и подумайте о своем настроении. Какое оно у вас на данный момент? Обратите внимание и на тело. В какой части вашего тела сосредоточена та или иная эмоция.я прошу вас присвоить каждому чувству свой цвет и раскрасить этим цветом силуэт человека».
Обратите внимание:
Что в данный момент у вас в голове?
Какое чувство у вас в груди?
Какое чувство в руках и ногах?
Каким цветом хочется это отобразить?
Анализ:
Каждый по очереди расскажет о своем человечке и о своем настроении.

I. Разминка

Ведущий:
– Теперь немного взбодримся и поиграем.
Упражнение «Кошка и мышка»
Цель: снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения
Процедура проведения: Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.

I. Основная часть:

Упражнение «Взаимные презентации»
Ведущий:
– Следующее упражнение поможет нам чуть лучше узнать себя и друг друга.
Цель: сплочение группы, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
Инструкция:
«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия».
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
Как я вижу свою профессию;
Что я ценю в самом себе;
Предмет моей гордости;
Что я умею делать лучше всего.
«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает.
После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»
Комментарий 2.Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Что ты считаешь самым отвратительным?
Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Обсуждение: Расскажите о своих мыслях и чувствах. Что вы чувствовали и думали, когда готовили самопрезентацию? О чем думали, когда собирали информацию о другом человеке, конга ее представляли? Удалось ли вжиться в роль? Тяжело ли было говорить от имени другого?
Комментарий 3. Вопросы:
Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Деление на группы
Ведущий:
– Теперь немного разрядим обстановку. Для следующего упражнения нам нужно разделиться на пары. Для этого встаньте и потихоньку, чтобы никто не выдел посмотрите, что написано на ваших стульях.
Теперь выйдите в зал и беззвучно изобразите то, что написано на ваших карточках. Задача каждого - найти свою пару, то есть тот же самый предмет. Когда вы решите, что нашли свою пару, объединитесь с ней, но не говорите, пока упражнение не закончится.
Упражнение «Объелись мёда»
Цель: сплочение, снятие барьеров в общении, снятие эмоционального напряжения.
Ход: Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и т.д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.
Упражнение «Паровозик»
Цель: развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Ход: Участники встают друг за другом и держатся за талию впередистоящего. Все кроме первого в колонне человека закрывают глаза. Задача первого человека провести паровозик по комнате через препятствия, задача остальных – довериться главному вагону.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали в роли вагона? Какие ощущения испытывали?
Упражнение «На риск»
Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью. Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь мне!».
После того как все желающие войдут в круг, ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»
Обсуждение:
Почему вы вызвались в добровольцы?
Почему вы решили не принимать участие в упражнении.
Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше решение?
Легко ли доверяться другим людям?
Кому довериться легче всего?
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: активизация внимания на своих ощущениях, развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Участники делятся на пары. Один – слепой, надевает повязку на глаза. Другой – поводырь, берет слепого за руку и води по зданию. Слепой вслух сообщает, что он чувствует, думает, представляет во время движения. Затем слепой и поводырь меняются ролями.
Обсуждение:
Рассказ о своих впечатлениях ощущениях.
- Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?
- Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно?
- Знал ли ты все время, где ты?
- Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
- Как ты себя ощущал в роли поводыря?
- Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
- Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

III. Заключение

Упражнение «Эмоциональная диагностика»
Цель: диагностика состояния членов группы на окончание тренингового занятия.
Рефлексия: нелегко доверять другим людям. Иногда мешает собственная неуверенность, иногда неудачный опыт. Но постарайтесь больше доверять друг другу в профессиональном плане и больше помогать друг другу. Будьте искреннее на тренингах. Ведь у нас много общих целей, давайте достигать их вместе.
Упражнение «Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы...