Притча о десяти девах, толкование, проповедь. Открытая христианская библиотека Тогда подобно царство небесное десяти девам


Притча о десяти девах



«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» . (Евангелие от Матфея 25:1-13)

Это одна из притчей нашего Господа о Царстве Небесном, и в ней, как и положено притче, много образов, некоторые из них легко понятны, но далеко не все. Я полагаю, что это самая сложная притча о Царстве Небесном, и с ее толкованием связано много вопросов. Кроме того, эта притча очень отрезвляющая и даже пугающая, ведь она говорит о том, что не все, называющие себя христианами, войдут на брачный пир. Важность этой притчи в том, что она описывает события, которые будут происходить в церкви последнего времени, к которой мы с вами относимся.
У этой притчи сильнейший пророческий акцент, она представляет собой не много ни мало – краткий конспект всей истории церкви от времен апостолов до второго пришествия Христа. Давайте постараемся понять ключевые моменты этой притчи.

Наша цель – Небеса!
Начнем с конца этой притчи, который наиболее понятен. Брачный пир – это Небеса, которые ожидают нас, а жених – это Сам Господь. Здесь нет сомнений и все однозначно – это слишком сильные и яркие образы, которые многократно используются в Писании.
Давайте будем помнить, что ключевая задача христианской жизни – прийти на Небеса, где наше спасение обретет полноту. Да, мы спасены, но мы спасены в надежде. Пока мы находимся на земле, мы еще на пути домой и, к сожалению, еще пребываем в группе риска. Вопрос возможно ли потерять спасение, все еще вызывает множество споров у христиан, но эта притча содержит важный и суровый урок – не все девы вошли на пир.
Десять дев – образ церкви
Эти десять дев, о которых говорит притча – это образ всей Церкви Христовой. Об этом говорят три важных элемента.
Во-первых, они все девы, что говорит о духовной чистоте, полученной через жертву Христа, как писал об этом апостол Павел: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2-е Коринфянам 11:2).
Во-вторых, все десять имели горящие светильники, что является образом правильной духовной жизни. «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца», (Притчи 20:27). Светильник – это возрожденный дух человека, горение – это состояние правильной духовной жизни. Огонь – это Дух Святой и находясь в общении с Богом, мы горим для Него, то есть наше сердце устремлено к Богу в священном энтузиазме, к чему призывает нас Сам Господь: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (От Луки 12:35).
И в-третьих, все девы вышли навстречу жениху. Это говорит об ожидании Христа – главной христианской надежде: «ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фессалоникийцам 1:10).
Но, тем не менее, несмотря на эти положительные характеристики, мы видим две категории людей в Царстве Божьем. Говоря притчи о Царстве, Иисус неоднократно утверждал, что в Царстве есть разные категории людей, участь которых также разная: пшеница и плевелы в притче о поле; хорошая и плохая рыба в притче о неводе; мудрые и неразумные девы в притче о 10-ти девах.
Все это ставит нас перед суровым фактом: есть люди, которые являются формально частью Царства, то есть Церкви, но они, к сожалению, не войдут на пир. Иного толкования просто нет. И это весьма серьезное послание, так как каждый из нас относится к одной из этих двух категорий – мудрых, или неразумных. Это предупреждение для каждого из нас.

Жених замедлил
Когда девы вышли навстречу жениху, мы видим, что их ожидания не совсем оправдались – жених замедлил. Это именно то, что произошло с ранней церковью – пророчества о пришествии Христа не исполнились так быстро.
Мы видим из Нового Завета, что апостолы считали, что Иисус вернется при их жизни, и об этом неоднократно говорится в Евангелиях и в посланиях и это даже приводило к недоразумениям в ранней церкви. Именно на фоне такого сильного ожидания скорейшего пришествия Христа верующие в Иерусалиме продавали свои имения, а в Фессалониках некоторые братья не хотели работать.
Но время шло, проходили дне, месяцы и годы и в церковь начало закрадываться разочарование: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2-е Петра 3:3,4).
Как мы с вами знаем, это промедление Жениха длится уже почти 2000 лет, такова Его воля, но мы-то с вами не должны быть в претензии, так как это промедление дало возможность и нам войти в Его Царство.
Сон Церкви
Когда Жених замедлил и ожидания Его скорого пришествия не оправдались, произошло еще одно неприятное явление – девы уснули. И это тоже факт из истории Церкви.
О каком сне идет речь? Что такое этот сон? Понятно, что речь идет о сне духовном, а не физиологическом. Духовный сон – это отступление от стандартов Божьего слова и погружение в спячку, пребывание в иллюзии, которая кажется явью, увлеченность мирским. И как мы видим, все десять дев уснули – что и отразилось в полноте в периоде Темных веков. Христианство разделилось на ветви и стало системой, подчас весьма далекой от Божьего замысла.
Конечно, сон бывает разным. Есть летаргический сон, больший похожий на смерть, или, как пошутил один брат, «литургический» сон. А есть пограничное состояние сна, когда человек еще не проснулся полностью, но уже не спит и понимает это, хотя все еще находится во власти своих грез.
О духовном сне и о духе усыпления можно говорить долго, но пока ограничимся лишь выводом, что когда церковь забывает о возвращении Господа, то она впадает в спячку. Одна из важнейших задач Церкви – ожидать Жениха. Когда церковь перестает ожидать – она засыпает. Только страстное и трепетное ожидание Жениха позволяет бодрствовать и смотреть на земную жизнь с перспективы вечности.

Что это за масло?
Могу честно сознаться – я не обладаю полным пониманием этого вопроса, для меня самого здесь присутствует загадка, и я продолжаю задавать этот вопрос Господу. Общаясь с верующими на эту тему, я встречал разные мнения на этот счет, что масло это вера, любовь, истина и пр. Возможно, это так и есть. Возможно это масло имеет несколько различных значений, как то, что не хватает конкретному человеку для того, чтобы быть готовым ко встрече с Женихом.
Пусть в этом вопросе здесь будет многоточие, чтобы у каждого из нас был повод поговорить об этом с Господом...

В притче о десяти девах описывается некий обычай, существовавший в те времена, связанный с бракосочетанием: подруги невесты ждали прихода жениха, после прихода которого подписывался брачный договор и начинался пир. Тот, кто опаздывал к встрече жениха, на пир не допускались.

Начинается притча словами: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху». Из них было пять разумных, которые предусмотрительно взяли дополнительно масла в сосуды свои, и пять неразумных, беспечных, которые не позаботились о том, чтобы взять масла про запас.

Поскольку жених замедлил, то все вначале задремали, а затем и уснули, полагая что готовы в любую минуту встретить его. И вот в полночь раздался крик: «Вот жених идёт, выходите навстречу ему!» Благоразумные девы поправили свои светильники, подлив масла в уже угасающие лампады. У неразумных же угасали светильники и не было дополнительно масла. И они обращаются с просьбой к мудрым девам, дать им масла, поскольку их светильники гаснут. На что был ответ: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите к продающим и купите себе». И им ничего не оставалось, как идти покупать масло, потому что нельзя было без светильника встречать жениха. Когда они пошли покупать, пришёл жених и мудрые девы вошли с ним на брачный пир и двери затворились.

И потом пришли прочие девы, прося через закрытые двери простить им отсутствие елея и впустить их. Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас».

«В конце этой притчи Господь предостерегая нас от подобной участи, научает — Бодрствуйте! Потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий. В данной притче под образом брака показано соединение Господа с верующими в вечности. Но почему в этой притче представляются именно девы? Девство — великое дело и если в Ветхом Завете оно не было хранимо великими мужами, то и в Новом не поставлено в строгую необходимость. Об этом нет заповеди. Но эта притча для тех, кто, храня девство, не предался бы беспечности и не отверг бы другие добродетели и дела милосердия. Ещё под именем девства здесь разумеется исповедание чистой веры. И девы означают тех верующих, которые ожидая пришествия, живут праведной жизнью по своим добрым делам. Что же означают светильники и елей? У святителя Иоанна Златоустого сказано: «Светильниками называет он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем — человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Невеста, ожидающая прихода жениха — Церковь Христова. Брачный пир — Царство Небесное, которое уготовано всем живущим праведной христианской жизнью. Мудрые девы — те, которые готовы в любой момент к встрече Спасителя, одушевлённые верой, любовью и делами милосердия. Неразумные девы — те, которые внешне соблюдая некоторые правила, но оказались весьма беспечными и не имели дел милосердия», — пояснил Владыка Павел.

Спрашивает арсен
Отвечает Александра Ланц, 16.12.2012


Вопрос: "в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?"

Мир вам, Арсен!

Чтобы не ошибиться в толковании символического значения "масла", давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:

СВЕТИЛЬНИК
СОСУДЫ СВОИ
МАСЛО


Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков , мы должны искать толкование именно там.

Что мы видим относительно "светильника "?

...заповедь есть светильник , и наставление - свет , и назидательные поучения - путь к жизни...

Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.

Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.


Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.

Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами "сосуды свои ". Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них - это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».

Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый...

"Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он - сосуд непотребный? за что они выброшены - он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?"

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику : "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"

Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою , изделием рук горшечника !

Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина , а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей.

Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является "масло ".

Во-первых, оно поддерживает горение "светильника ", который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.

В Библии у слова «масло» есть также синоним - это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:

ЕЛЕЙ, ВИНОГРАДНОЕ ВИНО, ХЛЕБ


И все Иудеи стали приносить десятины хлеба , вина и масла в кладовые.

Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб , высох виноградный сок , завяла маслина .

и земля услышит хлеб и вино и елей ; а сии услышат Изреель.

Иоил.2:19 ...вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей , и будете насыщаться ими...

Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба , начатки их, которые они дают Господу...


Давайте вспомним слова апостола Павла:
"Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое ; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " ().

Хлеб и кровь Христа - возвещение смерти для греха и жизни для праведности.

Что же тогда - "масло "?

Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.

И возвратился тот Ангел... И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим , говорит Господь Саваоф.

Светильник - это Слово Бога. Масло (елей) - это Святой Дух Божий.

Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например...

Впрочем, помазание , которое вы получили от Него, в вас пребывает , и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши .

и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом , Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.


А вот слова Самого Иисуса:
Утешитель же, Дух Святый , Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .

Подводя итог, видим такую картину:

Светильник - Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд - сам человек
Масло - Святой Дух Божий.

С уважением,

Саша

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Библейская мудрость

Буква убивает, дух же животворит.

Девы мудрые и девы неразумные

библейская притча

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик:

Вот, жених идёт, выходите навстречу ему.

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым:

Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали:

Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят:

Господи! Господи! отвори нам.

Он же сказал им в ответ:

Истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Смоковница
Рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: …

«…По какой-то причине Иисус Христос сказал, но не объяснил притчу о десяти девах. А теперь ее толкуют по-разному. Хотелось бы услышать еще одно толкование — от Вас» .
Притча о десяти девах записана в первых 12 стихах 25 главы Евангелия от Матфея. Да, в Священном Писании есть много притч, и некоторые из них Христос объяснил Своим ученикам. Притчу о десяти девах Он не объяснил, возможно, потому, что ученики Его об этом не просили. Возможно, и потому, что они не были способны тогда вместить смысл и значение этой притчи. Помните, как Христос сказал ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:12-13).
Aпостол Иоанн пишет верующим: «Вы имеете помазание от Святого [Духа] и знаете все» (1Ин. 2:20). Это, конечно, не значит, что верующий знает все глубины Библии. Я не верю, что такой человек вообще жил когда-нибудь на земле. Но верующий знает все, что относится к спасению его души, знает, как пришло к нему спасение. Если он этого не знает, вера его тщетная.
Притчей о 10 девах Христос объясняет судьбу видимой Церкви. Надо согласиться с тем, что в христианских Церквах были, есть и будут до Пришествия Христа мудрые и неразумные люди. Мудрые войдут через открытые двери брачного чертога и будут вечно со Христом. Неразумные останутся вне, за дверью брачного чертога, и разделят судьбу мира в день восхищения Церкви. Прочтите притчу внимательно и, может быть, несколько раз.
Если мы поймем, что означают светильники и масло, то нам станет ясно, кого олицетворяют мудрые и неразумные девы.
«Слово Твое есть светильник ноге моей», — так воспевает псалмопевец (Пс. 118:105). И еще читаем в Писании: «Заповедь есть светильник» (Прит. 6:23). Aпостол Петр дополняет еще и яснее: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте» (2 Пет. 1:9).
Теперь нам, конечно, должно быть ясно, что такое светильник. Разумеется, все, кто так или иначе вошел в поместную церковь, имеют Слово Божие, имеют светильник. Знания у них есть — и у возрожденных от Духа Святого и у невозрожденных. В Церкви можно встретить немало таких людей, которые не расстаются с Библией, даже спят с ней. Но это еще не значит, что они пережили рождение свыше, что их сердца наполнены благодатным Духом всепрощающей любви Христовой. Они читают, Библию и могут даже проповедовать другим, но попробуйте наступить некоторым из них «на мозоль» и вы увидите настоящее лицо этих неразумных дев. Да, у них есть светильники. Только о масле они не побеспокоились.
А что же означает масло?
Вне всякого сомнения, масло означает благодать Духа Святого, посредством которой верующий человек может не только читать Слово Божие, как читали и читают его законники, но может исполнять его в личной жизни. «Кто имеет заповеди Мои (светильники) и исполняет их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). А заповедь Христа очень проста: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). А где нет любви к человеку и ближнему, там нет и христианства. Христос сказал: «Всякого, кто слушает Слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному» (Мф. 7:24). Этот благоразумный муж олицетворяет собой 5 мудрых дев, истинных, возрожденных верующих (Ин. 3:3), исполненных Духа Святого. А исполнение Духом Святым можно видеть не в словах, а в делах любви, как и читаем в Писании: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:5). Этот свет светильников мы можем видеть сегодня в жизни разумных дев, т. е. верующих, которые ожидают Пришествия Христа не с пустыми светильниками. Они своевременно пополняют их маслом.
Вот Вам, дорогой друг, еще одно толкование. Если оно Вас не удовлетворит, у нас нет обычая спорить.
- - - - - - -