Битва при лепанто - последнее большое сражение галер. Самый настоящий «Реал

«Real» исп.  -  «Королевская») - испанская галера, флагманский корабль флота Священной лиги в битве при Лепанто .

Описание [ | ]

«Real» была спроектирована как 30-баночная 2-мачтовая галера с пропорциями, характерными для судов данного класса, со всеми его достоинствами и недостатками. Узкий мелкосидящий корпус вкупе с широкой платформой, уложенной на боковые кронштейны, обеспечивал достаточно высокую скорость хода, но в то же время делал галеру недостаточно остойчивой и маломореходной . «Real» могла использоваться только при спокойном море, а непогоду была вынуждена пережидать в портах и бухтах.

Декоративное убранство судна в стиле барокко , только начинавшего входить в моду в Европе, делало его настоящим произведением искусства. Разработка декора корабля была поручена одному из крупнейших представителей испанского Возрождения . Надстройка на юте снаружи была украшена чередующимися скульптурами и живописными картинами на античные и библейские сюжеты работы выдающихся мастеров своего времени и Бенвенуто Тортелло; обилие покрытой золотом резьбы по дереву придавало галере поистине «королевский» вид. Шпиронная фигура – Нептун верхом на дельфине – была изготовлена скульптором Габриэлем Алабертом. Двухцветные красно-белые паруса свидетельствовали о том, что галера являлась флагманским судном, поскольку обычные галеры оснащались парусами из некрашеной ткани. Кормовой фонарь в то время устанавливался только на флагманских галерах; на «Real» – в качестве особого шика – были установлены сразу три кормовых фонаря.

Участие в битве при Лепанто [ | ]

«Real» с главнокомандующим доном Хуаном Австрийским на борту находилась в центре боевого порядка флота Священной лиги. Поединок «Real» с турецкой флагманской галерой «Sultana» стал одним из ключевых эпизодов битвы. После обмена орудийными залпами, в результате чего была повреждена грот-мачта «Real», корабли столкнулись лоб в лоб, причём таран «Sultana» проник в «Real» до четвёртой скамьи. Ожесточённая абордажная схватка длилась около часа, обоим флагманам пришли на помощь другие корабли. Испанцы отбили две атаки турок и сами с третьей попытки захватили «Sultana».

Дон Хуан Австрийский, облачённый в сверкающие доспехи, показал пример личной храбрости и был ранен в ногу. Османский адмирал был убит в перестрелке, его голова была отрублена испанским солдатом, который насадил её на пику и размахивал ей, чтобы придать храбрости товарищам. На «Sultana» было захвачено зелёное знамя Пророка, вручённое султаном Селимом II Али-паше в начале кампании , и золота на 150 000 цехинов .

Воссоздание [ | ]

В 1965 году, в преддверии 400-летнего юбилея битвы при Лепанто, директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго выдвинул идею воссоздания корабля. Кропотливая работа по разработке чертежей заняла несколько лет. Группе энтузиастов и профессиональных историков на основе старинных описаний, рисунков, гравюр и моделей удалось выполнить максимально достоверную реконструкцию парусно-гребного судна XVI века, и 7 октября 1971 года, в годовщину знаменитой битвы, оно было спущено на воду. В настоящее время воссозданная галера находится в экспозиции Морского музея Барселоны.

Морской музей (Драссанес). Галера "Ла Реаль". (Второй вариант)

В средние века Барселона была крупным центром судостроения. Каталонцы торговали с Левантом. С 1310 по 1388 гг. им даже принадлежало Афинское герцогство.

Морской музей Барселоны (Драссанес) размещается в здании XIV в., где раньше находились верфи. В XIV в. стапели, с которых сходили готовые суда, стояли прямо в воде. Сейчас море, на глазок, находится метрах в двухстах: береговая линия сильно изменилась с той поры.
Главный экспонат музея – реконструкция галеры "Ла Реаль", флагмана командующего христианским флотом в битве при Лепанто 7 октября 1571 г. дона Хуана Австрийского.
Идея воссоздания галеры принадлежит директору барселонского Морского музея Хосе Мартинесу Идальго, который выдвинул ее еще в 1965 г. Несколько лет ушло на изучение старинных описаний судна, разработку чертежей и постройку. Галера была спущена на воду 7 октября 1971 г. – в 400-ю годовщину битвы при Лепанто.
Галера воссоздана в натуральную величину. Это военный корабль, отделанный золотом и выкрашенный красным лаком, водоизмещением в 237 тонн, с пятьюдесятью восемью веслами, каждое толщиной с телеграфный столб.
В музее верхняя палуба почти задевает крышу здания. Туда поднимаешься по лестнице.
Благодаря роскошной отделке и точному воспроизведению стиля эпохи «Ла Реаль» по праву считается шедевром деревянного кораблестроения и декоративного искусства.

Первые две фотографии - из Интернета, мои собственные не очень-то получились. В музее было темно.


А это уже мои фотографии.

Внешний вид музея.

7 октября 1571 года, 445 лет тому назад, произошла самая кровопролитная в истории морских сражений битва - сражение при Лепанто (Греция), в котором союзный испано-венецианский флот, нанеся сокрушительное поражение флоту Оттоманской империи, положил конец почти вековому господству турков в Средиземном море. И еще эта битва считается последним крупным сражением галер...

Силы объединенной Священной Лиги представляли собой самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа. Всего собрался флот численностью около 300 различных судов, из них 108 венецианских галер, 81 испанская галера, 32 галеры, выставленные за счет папы и других итальянских государств, кроме того, в состав флота входили 6 огромных венецианских галеасов. Общая численность судовых экипажей составляла около 84 тысяч человек, из них примерно 20 тысяч солдат из абордажных команд. Кроме абордажных команд, в состав флота входили команды из 12 тысяч итальянцев, 5 тысяч испанцев, 3 тысяч немцев и 3 тысяч добровольцев из других стран и регионов, среди которых находился 24-летний испанец Мигель Сервантес, будущий автор «Дон Кихота». Он командовал взводом испанских солдат на галере «Маркиза».


Хуан Австрийский

Турецкий флот насчитывал примерно равное количество судов, около 210 галер и 66 галеотов. Общая численность команд и абордажных отрядов могла достигать 88 тысяч человек. Во главе турецкого флота стоял Али-паша Муэдзинзаде.

Союзный флот блокировал турецкие корабли в Патрасском заливе. Турецкий командующий полагал, что силы союзников стоят на якоре у острова Кефалиния, а сам дон Хуан Австрийский считал, что турки стоят в Лепанто.
Утром 7 октября 1571 года оба флота, причём совершенно неожиданно для обеих сторон, встретились у входа в залив в 60 км от города Лепанто (Навпакт). Берег, до времени скрывавший силы противников, низменный, и испанцы раньше увидели паруса турецкого флота. Туркам же обнаружить гребные суда союзников было гораздо труднее. Всё же турки заметили христиан и стали выстраиваться в боевой порядок. Паруса были спущены, и перестроения делались на веслах. Боевой порядок турецкого флота состоял из центра, двух крыльев и небольшого резерва, находившегося за центром (5 галер, 25 галиотов).


Х. Луна. Битва при Лепанто (1887)

Правое крыло турок (53 галеры, 3 галиота), возглавляемое Мехметом Сирокко, было самым слабым. Центром (91 галера, 5 галиотов) командовал сам Али-паша. Левое крыло (61 галера, 32 галиота) состояло в основном из кораблей алжирских пиратов, которых возглавлял Улудж Али.

Улудж Али, по происхождению калабриец, готовился к карьере священника, но был похищен пиратами. Попав в плен, он сменил веру и имя (настоящее имя - Оччали), сделал карьеру и стал пашой Триполи. Во главе многих кораблей также были бежавшие из Европы и принявшие ислам моряки: венецианец Гассан, француз Джафар, албанец Дали Мами. Силы турецкого флота растянулись на 8-10 км.

Флот союзников построился в такой же боевой порядок. Центр (62 галеры) возглавил сам дон Хуан Австрийский. Правым крылом (58 галер) командовал Джованни Андреа Дориа. Левое крыло союзников (53 галеры) вёл в бой венецианец Барбариго. 30 галер под командованием маркиза Санта-Крус были выделены в резерв. Дон Хуан приказал расковать гребцов-христиан и вооружить их.

Оба флота двинулись вперёд. Согласно некоторым источникам, союзники намеренно выдвинули вперёд тяжёлые галеасы, а затем подтянули к ним основную часть галер, чтобы в момент столкновения встретить турок единым фронтом. Турки же двигались одной линией, и когда пришёл момент столкновения, их лёгкие галеры оказались впереди, а медленные галиоты отстали. После соприкосновения флотов одновременно возникли три очага борьбы.


Ф. Бертелли. Битва при Лепанто (1572)

Левое крыло союзников из-за незнания местности и из опасения сесть на мель держалось поодаль от берега. Турки же воспользовались этим. Галеры из правого крыла обошли союзников вдоль берега и атаковали с тыла. Часть турецких галер вклинилась между центром противника и его левым крылом. В результате весь левый фланг христиан оказался в окружении.

Барбариго был вынужден принять абордажный бой в окружении, но сразу же сказалось преимущество союзников в вооружении и в количестве абордажных команд. На каждой галере союзников было не менее 150 солдат, а турецкие суда на этом участке располагали лишь 30-40 абордажными солдатами на борту.

После полудня турки, окружившие более сильного Барбариго, были разгромлены. Окружение кораблей противника не дало туркам никакой пользы, поскольку в ближнем бою противник оказался намного сильнее. В центре, где столкнулись главные силы соперников, бой носил упорный характер. Главными целями атаки стали флагманские галеры дона Хуана Австрийского («Real») и Али-паши («Sultana»).

Поединок «Real» с турецкой флагманской галерой «Sultana» стал одним из ключевых эпизодов битвы. После обмена орудийными залпами, в результате чего была повреждена грот-мачта «Real», корабли столкнулись лоб в лоб, причём таран «Sultana» проник в «Real» до четвёртой скамьи. Ожесточённая абордажная схватка длилась около часа, обоим флагманам пришли на помощь другие корабли. Испанцы отбили две атаки турок и сами с третьей попытки захватили «Sultana». Дон Хуан Австрийский, облачённый в сверкающие доспехи, показал пример личной храбрости и был ранен в ногу. Османский адмирал Али-паша Муэдзинзаде был убит в перестрелке, его голова была отрублена испанским солдатом, который насадил её на пику и размахивал ей, чтобы придать храбрости товарищам. Это вызвало панику среди турецких матросов. Центр турок стал поддаваться и отходить.
На «Sultana» было захвачено зелёное знамя Пророка, вручённое султаном Селимом II Али-паше в начале кампании, и золота на 150 000 цехинов.

Командующий левым крылом турецкого флота Улудж Али совершил следующий маневр - с большой частью своего крыла он повернул к центру и ударил сбоку по силам Хуана Австрийского. С флагманской галерой Али-паши было уже покончено, и Хуан, ломая общий порядок, стал поворачивать навстречу кораблям Улудж Али. Одновременно вступил в бой резерв союзников под командованием маркиза Санта-Крус.
Командующий правым флангом союзников Дориа также повернул и стал приближаться к центру боевого порядка союзников, прямо на Улудж Али. Корабли Улудж Али могли оказаться в окружении, поэтому он стал выходить из боя. Тем не менее, до того как уйти с места сражения, он успел захватить флагманскую галеру мальтийцев.

Всего в том бою с обеих сторон участвовало около 550 кораблей. Поражение турецкого флота было полным, историки расходятся лишь в оценке потерь. Наиболее часто называются следующие цифры: турки потеряли 224 корабля, в том числе 117 было захвачено союзниками. На турецких кораблях было захвачено и освобождено 12 тысяч невольников. Не менее 10 тысяч гребцов-невольников погибли вместе с утонувшими кораблями. Погибли до 15 тысяч турецких солдат и матросов. Потери союзников были гораздо меньше. Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов.

Прошли века. Только историки помнят подробности битвы при Лепанто. А ведь когда-то она считалась одной из важнейших битв в истории...
Зато литературоведы помнят, что в этом сражении был дважды ранен Мигель де Сервантес Сааведра. Простреленная в этом бою левая рука осталась частично парализована на всю жизнь. Возвращаясь домой морем, будущий автор «Дон Кихота» был схвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. Его выкупили миссионеры только в 1580 году.
Сервантес во введении к «Назидательным новеллам» писал о себе в третьем лице:
В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебуза у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразием, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем…


Miguel de Cervantes Saavedra

В 1965 году, в преддверии 400-летнего юбилея битвы при Лепанто, директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго выдвинул идею воссоздания корабля «Real». Кропотливая работа по разработке чертежей заняла несколько лет. Группе энтузиастов и профессиональных историков на основе старинных описаний, рисунков, гравюр и моделей удалось выполнить максимально достоверную реконструкцию парусно-гребного судна XVI века, и 7 октября 1971 года, в годовщину знаменитой битвы, оно было спущено на воду. В настоящее время воссозданная галера находится в экспозиции Морского музея Барселоны.

Галера La Real была построена в 1568 году на верфи Барселоны. Длина галеры составляла 60 метров, а шиина 6,2 метра. Корабль приводился в движение с помощью 59 вёсел (на каждое весло по 4 гребца) и двух латинских парусов, установленных на фоке и гроте. Эта галера характирзуется богатым орнаментом. В Морском музее Барселоны выставлена точная полноразмерная копия галеры la Real.

La Real была флагманом флота Священной лиги в битве при Лепанто, которая состоялась 7 октября 1571 г. Это было последнее и самое большой морское сражение эпохи Возрождения, в котором главную роль играли галеры. В битые столкнулись силы Османской Империи и объединенной Священной лиги, которые представляли собой самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа. С каждой стороны в битве принимало участие около 200 галер и других кораблей. Высшей точкой сражения была битва двух флагманов - галеры дона Хуана Австрийского (La Real) и Али-паши (Sultana). В конце концов Али-паша был убит в перестрелке. Его голову подняли на длинную пику, что вызвало панику среди турецких матросов. Поражение турецкого флота было полным. Битва при Лепанто стала крупнейшим морским сражением XVI века, доказавшим европейцам, что непобедимых доселе турок можно побеждать.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА МОДЕЛИ ДЕРЕВЯННОГО КОРАБЛЯ

Как и прототип, модель La Real на текущий момент (2014 год) является флагманом в линейке чешской фирмы. Довольно продолжительное время разработки этой модели объясняется ее сложностью и наличием смоляных литых деталей декора. В результате скрупулезной работы появилась первая и пока единственная модель именно испанской, а не французской галеры. Силовой каркас корпуса собирается из вырезанных лазером фанерных деталей. Пожалуй, силовой каркас является единственным местом, где применяется фанера. В остальных местах детали из цельного массива толщиной от 0,6 до 3 мм. Обшивка корпуса выполняется рейками 2*5 мм, а вторая обшивка из реек 1*3 мм. Для всевозможных палубных надстроек и элементов даны рейки сечением от 1*1 до 3*3 мм. Круглые заготовки мачт, вёсел и т.д. даны из прямого рамина слегка желтоватого цвета.
К сожалению, производитель решил смоляным литьём дать не только декор, но и те детали, которые должны быть из металла (пушки, якоря-кошки), что разочаровывает в модели такого высокого уровня. Вторым минусом модели являются флаги, т.к. они выполнены цветной печатью на бумаге, а не на ткани. И хотя флаги Священной Лиги очень и очень красивые, с необычным рисунком, но всё-же бумага есть бумага.
Компенсирует это разочарование пять огромных листов подробных схем и чертежей. Вообще модель довольно сложная в сборке. Прежде всего из-за особенностей длинных и узких корпусов галер, требующих особенного внимания при сборке.

Флагманские галеры

Как правило командующий флотом или эскадрой находился на самой крупной из имеющихся галер, или на галере с самым мощным вооружением. Флагманские корабли обычно несли на корме три больших фонаря, поэтому их обычно называли lantemas. Самая большая галера, имевшая больше всего гребцов и солдат, служила как бы символом власти. Например, королевская галера (real) императора Священной Римской империи Карла V (1500–1558) имела 28 гребных скамей на борт, расположенных по схеме alia scaloccio, на каждой скамье сидело но восемь гребцов. Таким образом, на галере было 208 гребцов. Флагманская галера дона Хуана Австрийского в сражении при Лепанто имела 35 гребных скамей alia scaloccio и 210 гребцов - по 6 человек на скамыо. Большие галеры также выступали в роли кораблей командиров эскадр (pretronas или capitana). Крупные галеры часто выступали флагманами небольших национальных контингентов в составе объединенных флотов (например, могли объединяться флоты Папской области, Генуи и Мальты). Такие корабли обычно несли усиленное вооружение и назывались bastardas. Хотя этот термин иногда использовался в значении любая крупная галера с числом гребцов на борту превышающим определенное значение, в конце XVI века он закрепился за самыми большими и хорошо вооруженными галерами. Это были весьма неуклюжие корабли, на веслах они не могли развить достаточную скорость, поэтому их оснащали двумя, а то и тремя мачтами с латинскими парусами. В Испании встречались галеры, несущие смешанное прямое и косое парусное вооружение. На этих галерах невозможно было использовать гребную схему alia sensile, хотя венецианцы и османы пытались разместить четверых гребцов на скамье, но очень быстро перешли к схеме alia scaloccio.

Сражение между госпитальерами и североафриканскими пиратами. Гравюра озаглавлена «Пленение корсара». Обратите внимание на редкий вид с кормы европейской галеры. Видны лестницы и небольшие лодочки, применяющиеся в сражении. Гравюра из книги Леонарда Фронсбергера Kriegssbuch.

Турецкие солдаты грузятся на галеру, турецкая иллюстрация конца XVI века. Галеры часто использовались для перевозки живой силы, так как скорость и малая осадка позволяла им выгружать десант практически па любом участке побережья. Десантные операции с участием небольших отрядов турецких солдат были обычной тактикой османов того времени.

Сражение между исламским парусным торговым судном и эскадрой галер ордена госпитальеров. Причиной атаки стал тот факт, что судно двигалось в сторону североафриканского побережья, где укрывались пираты. Гравюра из книги Леонарда Фронсбергера Kriegssbuch.

Буксировка захваченного судна в гавань Барселоны. Это вторая гравюра, изображающая последствия атаки мусульманского судна. Обратите внимание на то, что европейские галеры несут вымпелы на клотиках мачт и на верхнем конце рей. Гравюра из книги Леонарда Фронсбергера Kriegssbuch.

Сражение при Превезе, 1538 г.

Североафриканский галиот, около 1540 г.

Папская обычная галера, около 1560 г.

Сражение при Лепанто, 1571 г.

Североафриканский порт Тунис был занят христианами в 1573 году. На следующий год его долго осаждали и отбили турки, действовавшие при поддержке галерного флота. Галеры поддерживают осаду внешней линии городских укреплений.

Андреа Дориа (1466–1560), старший из двух генуэзских командующих галерным флотом, носившим такое имя. Он был сторонником союза с Испанией и командовал объединенным флотам в сражении при Превесе (1538).

Из книги Галеры. Эпоха ренессанса, 1470–1590 автора Иванов С. В.

Развитие средиземноморской боевой галеры Галеры плавали по Средиземному морю с доисторических времен. Непосредственными предшественниками галеры эпохи возрождения был византийский дромон и арабский шеланди. К сожалению, об этих двух типах кораблей, бывших

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Большие или торговые галеры (galla grosse) В Венеции и в меньшей степени в Генуе с XIV века строили большие торговые галеры. Хотя торговые галеры не предназначались для войны, часто их включали в состав военных флотов. Соотношение ширины к длине у торговых галер составляло

Из книги автора

Венецианские церемониальные галеры. «Буцентавр» За многие столетия своего существования как независимого государства Венецианская республика вела многочисленные войны с различными противниками. Венецианцам приходилось сражаться и с арабами, и с захватившими Южную