Грузинский художник андрей шенгелия. На шаг впереди День Ангела Андрея по церковному календарю

Работы находятся в частный собраниях России, США, Канады, Германии, Австралии и Франции. Его живопись отличается узнаваемым авторским стилем, близким с абстрактному экспрессионизму. Сочетает традиционные приемы национальной живописной школы с устойчивыми тенденциями западноевропейского искусства.

Среди его работ преобладают пейзажи. Очень узнаваемые, с необычными цветовыми сочетаниями. В своих работах прежде всего стремится передать движение — ветра, моря, травы на ветру. Если долго смотреть на его работы, можно почувствовать это почти физически.

Ряд работ писался под непосредственным впечатлением художника от постимпрессионизма: стремительный порыв, сложная живописная фактура, использование техники пуантилизма; игра с цветом, его насыщенность, даже чрезмерность отсылает художника к фовистам. Возможно, это шанс для зрителя представить работы многих прославленных мастеров — Клее или Де Сталя — если бы они родились и творили в Грузии.

Целая группа работ имеет характерный авторский стиль: яркость не пропадает, но цветовые пятна строго разграничены геометрическими формами, которые, в свою очередь, напоминают творчество авангардистов (особенно П. Клее). Однако и здесь художник не впадает в стилизаторство. Широкие мазки чистого локального цвета складываются не в геометрическую абстракцию, как может показаться на первый взгляд, а в пейзаж, где посреди неба и земли затерян маленький домик, лодка или другой с виду незначительный, но узнаваемый объект. Это и характерный пейзаж родины художника, но в то же время ловкая балансировка между геометрической абстракцией и фигуративной живописью.

Маленькая самобытная Грузия, несмотря на очевидный избыток постоянных внешних, как культурных, так и политических влияний, сумела сохранить несгибаемую чистоту колорита. Адаптация устойчивой национальной традиции к современности — или верность национальной традиции в потоке современной культуры, не смотря ни на что — так можно охарактеризовать творческий метод этого, безусловно интересного, автора.

Георгий , или Юрий (между и - около ) - супруг-соправитель царицы Тамары , он же Юрий Андреевич , князь Новгородский ( -). Младший сын Андрея Юрьевича Боголюбского . Прозвище «Юрий Боголюбский », которым он часто именуется в современной литературе, в источниках отсутствует.

Юные годы

Возможно, именно он назван среди участников похода на Киев в 1169 году в ряде летописей .

В рассказе о смерти Андрея Боголюбского летописи упоминают, что «сынок его мал в Новегороде» . Таким образом, Юрий по малолетству не мог осуществлять реальное командование войском в походах. В 6683 (1175) году новгородцы изгнали («выведоша ») своего князя и посадили Святослава Мстиславича . Согласно «Истории Российской» Татищева , суздальские бояре решили призвать из Новгорода Юрия Андреевича, но до того времени, пока он не повзрослеет, княжить должен Михаил Юрьевич . Как отметил еще Н. М. Карамзин, сведения Татищева в сохранившихся летописях отсутствуют . Во время войны Михаила и Всеволода Юрьевичей против их племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей Юрий Андреевич находился в войске владимирцев , однако в большинстве летописей, кроме Ипатьевской , этот факт не упоминается.

Дальнейшая судьба Юрия известна лишь из грузинских и армянских источников (причём грузинские источники даже не упоминают имени княжича). Согласно историографу царицы Тамары, Всеволод Юрьевич изгнал своего племянника из княжества, и тот бежал к половцам.

Царская власть

Когда в 1185 году после смерти грузинского царя Георгия на престол взошла его дочь Тамара, на государственном совете (дарбази) решено было выбрать ей мужа. Тогда вельможа Абул-Асан заявил: «Я знаю царевича, сына великого князя русского Андрея; он остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим Савалатом, удалился в чужую страну, теперь находится в городе кипчакского царя Севенджа » . Кандидатура жениха была одобрена, причём нужно учитывать, что тётка Тамары, царевна Русудан, обладавшая влиянием при дворе, в своё время была женой киевского князя Изяслава Мстиславича . Купец Занкан Зорабабели отправился к половцам и привёз оттуда княжича Юрия, «юношу доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания » . Согласно И. А. Джавахишвили, Юрий прибыл в Грузию в конце 1185 года. По «Истории и восхвалению венценосцев», Тамара вначале отказывалась от брака и говорила, что вовсе не хочет замужества, но Русудан и военные настояли на своем, после чего состоялось пышное венчание. Другой историк Тамары говорит, что царица хотела вначале испытать его, чтобы выявить достоинства и недостатки жениха.

Свадьбу характеризуют как «беспримерную и трудно представимую: многочисленные зрелища, подношение драгоценных камней, жемчугов, золота кованного и в слитках, дорогих тканей, сшитых и в отрезах; веселье, развлеченье, подношение и одарение продолжались целую неделю» .

Статус Георгия не вполне ясен. Автор «Истории и восхваления венценосцев» именует его «царем руссов и абхазов » (глава 18). С. Т. Еремян считает, что именно к этому времени относятся грузинские монеты, на которых на лицевой стороне помещено имя царицы Тамары и формула «да возвеличит бог царя и царицу!», на оборотной стороне - грузинские буквы Г и И (Георгий). По мнению того же автора, две армянские надписи 1185 и 1191 года, на которых упомянут «царь Георгий Победитель», относятся именно к Георгию Русскому (а не к отцу и сыну Тамары, носившим то же имя) .

Согласно армянскому историку Степаносу Орбеляну, Георгий командовал грузинскими войсками, взявшими город Двин . Согласно «Истории и восхвалению венценосцев», Георгий во главе грузинского войска совершил два успешных похода: первый - против земель Карса, второй - на восток, против «страны парфян». Также Георгий и Тамара встречались с ширваншахом .

Однако вскоре отношения между супругами испортились. Грузинские летописи обвиняют Георгия в беспробудном пьянстве, мужеложстве и зоофилии. Два с половиной года Тамара терпела поведение мужа, хотя и обращалась через монахов с увещеваниями. Когда же она стала обличать его, Георгий стал пытать многих уважаемых людей («подверг без причины избиению почетных людей и пыткам путём вырывания у них членов») . Многие историки отмечают, что конфликт различных групп грузинской знати также сыграл свою роль, что явствует из дальнейших событий.

Тогда Тамара проявила решительность и решила расторгнуть брак, что для христианской страны было шагом, практически не имевшим прецедентов. Она публично заявила, что собирается оставить брачное ложе из-за порочности мужа. Тётка Русудан и грузинские князья поддержали её действия. В 1188 году Георгий был отправлен на корабле в Константинополь с большими сокровищами. Грузинские летописцы говорят, что Георгий был «изгнан из видимого рая » и «был несчастен не столько в виду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар » .

Согласно армянскому историку Мхитару Гошу , «царство грузинское находилось в волнении, ибо Тамара, дочь царя Георгия, оставила первого мужа, сына царя рузов, и вышла замуж за другого мужа из аланского царства, именуемого по материнскому родству Сосланом … ».

После изгнания

Через несколько лет, вернувшись из Константинополя, Георгий прибыл в Карну-Калак (Эрзерум), где к нему присоединились многие грузинские вельможи с войсками: Абул-Асан, министр двора Вардан Дадиани, владетель Кларджети и Шавшети Гусан, Боцо Самцхийский (в 1190 или 1191 году) . Сторонники Юрия заняли Кутаиси, и он был коронован во дворце Гегути, его сторонники совершали набеги до самого города Гори. Однако в ходе развернувшихся военных действий армия, верная царице Тамаре, во главе с Захарией и Иванэ Мхагрдзели (Долгорукими) Закарянами , одержала победу в битве на Ниальской равнине . Георгий попал в плен, но был прощен и отпущен вместе с сыном Вардана Дадиани Иваном.

Однако вскоре он решил продолжить борьбу за власть и женился на половецкой княжне. Георгий отправился к Абу-Бекру, атабеку Азербайджана, который выделил ему земли в Арране. С войсками Гянджи и Аррана в 1193 году он вторгся в Кахетию и разорил долину Алазани, но отряд Сагира Махателисдзе разбил его .

Георгий бежал, и его дальнейшая судьба неизвестна. По гипотезе С. Т. Еремяна, он был погребен в церкви Лурдж-монастери (Иоанно-Богословской) в Тбилиси .

Святой мученик Андрей Месукевийский жил и принял мученический крест в 100-130 годах. Был он знатного рода и входил в число шестнадцати сподвижников Святого мученика Сухия, что служили при дворе албанского правителя (ныне территория нынешнего Азербайжана).


Однажды сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, Святой мученик Сухия и его шестнадцать сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении и стали свидетелями проповеди грека-христианина Хризоса, рукоположенного в иерее Святым апостолом Фаддеем. Речь проповедника затронула душу вельмож, и они решили посвятить свою жизнь вере Христовой. Они последовали за Хризосом в Месопотамию и во время крещения в водах Евфрата удостоились видеть Спасителя.
В крещении сподвижники обрели новую жизнь и новые имена: старший стал нарекаться Сухий, а его шестнадцать товарищей: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима. После смерти Хризоса Сухий стал духовным наставникам братии, и все они поселились близ селения Багреванди в долине горы Сукакети.
Узнав о том, что в окрестностях горы Сукакети в молитвенном уединении живут христиане, новый правитель Албании приказал уговорить христиан отказаться от веры и вернуться к языческому поклонении. Но Святые угодники отвергли все уговоры и не испугались ухищренных пыток. Их тела были крестообразно пригвождены к земле и преданны сожжению. Умирая, Святые мученики пели 21 псалом.
Священные останки мучеников оставались не погребёнными до IV века, когда были преданы земле местными христианами. Впоследствии на месте мученической смерти открылся целебный источник.

Наши работы



Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания - государство на территории нынешнего Азербайджана).

Сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, супругу армянского царя Артаксара (88 - 123), святой Сухий и его 16 сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и рукоположенный во иерея святым апостолом Фаддеем (+ ок. 44, память 21 августа). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть Господа Славы Иисуса Христа.

У места Крещения святые мученики воздвигли честный крест и наименовали его "Крестом Благовещения". При Крещении иерей Хризос дал всем святым новые имена: старшему - Сухий (вместо Багадраса), а его сподвижникам - Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.

После мученической кончины блаженного Хризоса святой Сухий стал духовным руководителем братии. Вскоре все переселились в дикую местность на гору Сукакети, недалеко от горного селения Багреванди. Здесь бывшие вельможи вели самую строгую подвижническую жизнь, пищей им служила скудная горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода.

Новый правитель языческой Албании Датианос узнал о том, что его бывшие вельможи приняли христианство и поселились в молитвенном уединении. Он поручил своему приближенному Барнапасу с отрядом воинов уговорить их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Барнапас разыскал святого Сухия н его сподвижников, но они, соблюдая обет служения Богу, отвергли все уговоры.

Тогда по приказу Барнапаса святой Сухий и его сподвижники были крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению. Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь 21-й псалом. После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, отчего мученики и получили название Месукевийских (правильнее - Сукакетских). Это совершилось в 123 году (по другим данным - в 130 году; афонская пергаментная рукопись XI века Иверского монастыря указывает 100 год).

Священные останки мучеников оставались не погребенными и нетленными до IV века, когда были положены во гробы и преданы земле местными христианами (имена святых мучеников оказались начертанными на скале).

Святой священномученик Григорий, просветитель Армении (+ ок. 335, память 30 сентября), воздвиг на том месте церковь и основал обитель. Впоследствии там открылся целебный источник.