Под обучением в контексте фгос понимается. Современный урок в контексте фгос. Современный урок в контексте реализации фгос

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Как бы не менялось представление об уроке, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.

Актуальный (от лат. actualis - деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности, обязательно закладывающий основу для будущего.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового. Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

Стремление учителя самостоятельно планировать урок.Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку. Знание типологии урока. Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока». Комплексное планирование задач урока.

Планирование воспитательной функции урока. Выделение в содержании материала объекта прочного усвоения, и отработка на уроке именно этого.

Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке. Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение. Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений. Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета

к явлению, процессу, понятию). Работа по мотивации учебной деятельности -формирование мотивации познания. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств). Включение компьютеров в педагогические технологии. Дифференциация домашних заданий. Обеспечение благоприятных гигиенических условий. Обеспечение эстетических условий. Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Имидж учителя. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Каковы же критерии эффективности современного урока?

Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они

были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения - выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Так что же для нас современный урок?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

« Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового поколения и использовать новые подходы в работе». (Примерные программы по учебным предметам)

Одной, и самой важной особенностью нового стандарта, являются новые требования к освоению обучающимися образовательной программы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Что отличает современный урок от традиционного?

    Место в образовательном процессе

Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты:

    Информационное образование

    Домашнее образование

    Дополнительное образование

    Требования к проведению урока

    урок должен быть эмоциональным;

    вызывать интерес к учению;

    воспитывать потребность в знаниях;

    темп и ритм урока должны быть оптимальными;

    действия учителя и учащихся завершёнными;

    необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
    - педагогический такт.

    Структура

    Содержание

    Организационные формы

    Фронтальная форма обучения.

    Групповая, дифференцированно – групповая, парная форма обучения; группы сменного состава.

    Индивидуальная форма обучения.

    Коллективная форма организации обучения.

    Методика

    Средства

Цели урока:

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД

Типы уроков:

    Урок первичного предъявления новых знаний

    Урок формирования первоначальных предметных умений

    Урок применения предметных умений

    Урок обобщения и систематизации

    Урок повторения

    Контрольный урок

    Коррекционный урок

    Комбинированный урок

    Учебная экскурсия

    Урок решения практических, проектных задач

Нетрадиционные типы уроков:

    Урок-соревнование

    Урок-путешествие

    Урок-сказка

    Урок-игра

    Урок-конференция

    Урок взаимного обучения

    Интегрированный урок

    Приёмы повышения мотивации

Урок современного типа

В широком значении – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа (ФГОС)

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    4-5 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

VII Включение нового знания и повторение.

7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

УРОК СЕГОДНЯ (выводы)

1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.

2. Это учебное сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).

6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).


Учитель географии: Петрова Ю.Н.


Сущность и движущие силы обучения, его функции

Учебный процесс - одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса. По своей сложности он уступает только процессам воспитания и развития, составной частью которых также является. Дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно, из-за большого количества разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого - ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два компонента этого процесса - преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и их совместная деятельность.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);

3) педагогическое руководство;

4) планомерная специальная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила учения - борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.

Требования к содержанию образования в нашем государстве определяются генеральной целью формирования человека-гражданина сегодняшнего и завтрашнего общества. Приоритетными провозглашены процессы воспитания и образования граждан. Национальная система образования совершенствуется с учетом мирового и отечественного опыта.

Свою руководящую роль государство реализует через создание и внедрение Федерального Государственного стандарта образования. Государственный стандарт общего среднего образования определяется как требования, которые предъявляет государство к уровню образования выпускников школ, и гарантии государства по его достижению. Соблюдение Федерального Государственного стандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В образовательном стандарте выделяются два компонента - инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и изменяется сравнительно редко, и вариативная часть - для быстрого реагирования на запросы общества. Эта часть систематически обновляется и пересматривается. Структура стандарта: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.



Базисный учебный план дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношении образовательных областей знаний по годам обучения в средней школе и его общей структуре. Государственный компонент составляет инвариантную часть базисного плана, а региональный (школьный) компонент - часть вариативную. Устанавливается распределение часов на образовательные области, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору и факультативы.

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки фактически задают минимальные равные условия для усвоения содержания по степеням обучения - начальная, основная и старшая (полная) школа. Достижение этих уровней должно свидетельствовать о выполнении намеченных целей. Задаются критерии в виде типовых задач, устанавливаются нормы оценок соответствия уровня образованности каждого конкретного выпускника требованиям Федерального Государственного стандарта.

Образовательный стандарт задает также общие требования к разработке нормативных документов образования, их практической реализации в учебно - воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта - не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. ФГОС - своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. На основе стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности, а в перспективе предусматривается введение итогового тестирования для всех выпускников средних общеобразовательных учреждений, независимо от форм собственности и подчинения. Пусть учебные заведения свободно избирают формы и методы деятельности, соревнуются между собой за лучшее предоставление образовательных услуг, но уровень подготовленности выпускников ни в одном из них не может быть ниже требований, установленных Государственным стандартом. Образование, как и любой иной продукт, должно иметь сертификат качества.

Современный урок в контексте ФГОС.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».

Современный процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно - деятельностного подхода.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Резко возросла информированность детей;

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

Несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

Ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Требования, предъявляемые к современному уроку:

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Времясбережение и здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Задачей учителя в подготовке и проведении современного урока является не только смысловая наполненность и оттачивание практических навыков учащихся, но и способность вызвать интерес к обучению у детей.

В процессе подготовки к современному уроку следует учитывать несколько составляющих для учителя и для учащихся. Сам педагог, составляя план проведения урока, должен четко определить и сформулировать для себя тему самого урока, определить ведущие понятия, а также рассмотреть данную тему во временных плоскостях – повторение ранее изученного материала и перспективы в дальнейшем изучении предмета. Также нужно четко сформулировать для учащихся целевую установку урока.

Подготовка учебного материала является одной из неотъемлемых частей планирования современного урока – предоставленные материалы по данной теме должны помочь учащимся решить поставленные в уроке задачи наиболее простым и доступным способом. Это помогает приучить учеников самостоятельно пользоваться дидактическими материалами, работать с различными словарями и прочими учебными пособиями. К практической части урока требуется подобрать задания и упражнения, которые помогут учащимся применить и укрепить знания, полученные в ходе урока.

Практические задания разделяются на 3 категории: подведение к воспроизведению изучаемого материала, осмысление полученных знаний и закрепление изученного.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному. При подготовке материала к уроку самое главное – умение найти такую форму подачи нового материала и работы с ним, которая вызовет повышенную активность учащихся, чтобы дети не просто прослушали лекцию, а сами принимали участие в формирование темы и способах решения поставленных задач.

При контроле работ учащихся необходимо дать понять детям, что результаты их работы важны и вызывают интерес у учителя. Очень полезно для совместной работы составление конспекта.

Алгоритм урока открытия новых знаний:

Подготовительный этап.

1. Мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Основной этап – открытие новых знаний.

4. Разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план и т.д.).

5. Реализация готового проекта - открытие новых знаний.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Заключительный этап – применение и рефлексия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.

Для самостоятельного закрепления материала требуется подготовить домашнее задание для учащихся, которое поможет им еще раз повторить новый материал на практике.

Век XXI – век открытий, инноваций. А от учителя зависит, какими будут дети.

«Если мы будем учить сегодня, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», так утверждал Джон Дьюи еще в XIX веке. Но его слова очень современны и сегодня…