С кем дрался базаров на дуэли. Дуэль в произведении и.с. тургенева «отцы и дети. Друзья гостят у Одинцовой

Идеологическая дуэль Базарова и Кирсанова (по роману Тургенева "Отцы и дети")

Роман “Отцы и дети” был написан в 1861 г. Иваном Сергеевичем Тургеневым. В этом романе показаны взаимоотношения поколений в особый исторический период - накануне отмены крепостного права. В это время Россия разбивается на два идейно-политических лагеря. Конфликт поколений приобретает особо острый характер: “отцы” и “дети” оказываются непримиримыми идейными соперниками. Главными представителями враждующих лагерей в романе являются Павел Петрович Кирсанов (“отцы”) и Евгений Васильевич Базаров (“дети”).

В Павле Петровиче Кирсанове сразу угадывается аристократ. Он всегда тщательно выбрит, надушен, одет. Даже живя в деревне, Павел сохраняет свои светские привычки. Гостей он выходит встречать одетый в “тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Тургенев подчёркивает красоту лица Павла Петровича: “Лицо его…необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной”.

В Базарове же чувствуется человек из народа. Он не следит за своей внешностью, носит “висячие бакенбарды песочного цвета” и “длинный балахон с кистями”. В лице его нет особенной красоты, оно “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.

Особое внимание Тургенев обращает на руки этих персонажей. Базаров приезжает без перчаток и протягивает Николаю Петровичу “обнаженную красную руку”, которая говорит о привычке к тяжёлому труду. А Павел Петрович протягивает Аркадию “красивую руку с длинными розовыми ногтями”. С Базаровым аристократ избегает рукопожатия, сразу почувствовав в нём идейного врага.

Базарову не нравится Павел Петрович. Он осмеивает его аристократизм, светские привычки: “Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбие, львиные привычки, фатство”. Аркадий пытается как-то защитить дядю, рассказывая Евгению историю о несчастной любви Павла и княгини Р. Но Базаров насмехается и над этим: “Нет, брат, это всё распущенность, пустота, романтизм… гниль, художество”.

Это взаимное неприятие героев перерастает в идейный конфликт.

Павел Петрович считает себя передовым человеком. Он придерживается либеральных взглядов, поддерживает готовящиеся реформы. Поэтому он очень удивляется, когда молодёжь не воспринимает его идеи всерьёз и называет “архаичным явлением”. Как только Павел узнает, что друг Аркадия - нигилист, у него появляется желание вызвать этого нигилиста на спор. Но, к сожалению для Павла Петровича, Евгений не любит словесных прений и отмахивается от них, как от надоедливой мухи. Для Базарова главное - совершать действия, приносящие пользу, а всё остальное - пустая трата времени.

Всё-таки Павлу Петровичу удаётся дважды вызвать на спор Базарова. Но в первый раз он теряется от категоричности Базарова. Кирсанов, пытаясь задеть нигилиста, заявляет, что он отдаёт большее предпочтение немецким учёным, нежели русским. Но Базаров парирует тем, что для него не имеет значения национальная принадлежность, он не признаёт никаких авторитетов: “Да зачем же я стану их признавать? … Мне скажут дело, я соглашусь, вот и всё”. Базаров вообще отринул всё искусство: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Этим своим шагом Евгений Васильевич поставил в тупик Павла Петровича.

Решающая же “идеологическая дуэль” произошла через несколько дней. Базаров пренебрежительно отнёсся к одному из соседских помещиков, назвав его “дрянь, аристократишко”, чем серьёзно оскорбил чувства Павла Петровича, считавшего себя аристократом. Кирсанов начинает доказывать, что аристократы - оплот мирового либерализма, поддерживают “принсипы”, на которых держится общество. Но Базаров разом отвергает все эти суждения. Он считает всех аристократов бездельниками: “…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от того польза для bien public?” Павел пытается назвать какие-то устои общества: прогресс, либерализм. Но Евгений Васильевич грубо отрицает всё: “В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем”. “Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее вы всё разрушаете… Да ведь надобно и строить”, - удивляется Павел Петрович. Но и на это у нигилиста находится ответ, что, мол, это не его дело, “сперва нужно место расчистить”.

Не совпадают мнения двух поколений и относительно русского народа. Павел Петрович начинает доказывать, что “русский народ не такой”, “он чтит предания, он - патриархальный”. Базаров же презрительно заявляет, что народ “заслуживает презрения”.

Полное непонимание “отцов” и “детей” проявляется и в их взглядах на искусство. “Отцы” читают Пушкина, играют на виолончели. Евгений Васильевич же отрицает само искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит”, чем вызывает раздражение Кирсанова. Аристократ считает, что такие “нигилисты” вообще не нужны.

На этом “идеологическая дуэль” “отцов” и “детей” заканчивается. И лишь во второй части романа идеологическая непримиримость между героями выливается в настоящую дуэль.

Я считаю, что в этих “идеологических” дебатах Тургенев всё-таки отдаёт своё предпочтение “отцам”. Однако он видит, что, к сожалению, аристократы не идут дальше пустых разговоров. Несмотря на то, что писатель не согласен с “отрицанием” Базарова, он изобразил его, как деятельного, сильного, умного и образованного человека, стремящегося принести пользу Отечеству. Дуэль героев, хоть и изображается несколько комически, как анахронизм, но и в ней можно увидеть пророчество: идейные конфликты могут обернуться кровопролитием.

В произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» показаны полностью противоположные по своим взглядам люди – Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Если же первый – выходец из простой семьи, нигилист, который может разговаривать на равных и с аристократами, и с крестьянами, то второй – это и есть аристократ, считающий, что жить без устоев и принципов нельзя, что простые люди не ровня ему.

В X главе автор описывает словесную перепалку между двумя героями. Хоть Базаров и Павел Петрович часто спорили, но эта словесная дуэль была самой яростной: Кирсанов утверждает, что отрицание искусства, авторитетов и прежних основ общества – глупость, в то время как Базаров считает то же искусство бесполезнейшей частью этого мира.

По моему мнению, в данном споре нельзя выявить победителя, ведь каждый прав по-своему. Этот конфликт между двумя героями произошел из-за того, что они принадлежат к разным поколениям, оттого их мировоззрения так сильно отличаются друг от друга. Но между тем неприязнь между персонажами была сильной и до самой перебранки, так что я считаю, что она была неизбежна.

Во время уже физической дуэли Базаров ранил своего оппонента в ногу, как следовало врачу, он оказал ему помощь. Можно сказать, что этот поединок стер грань между Павлом Петровичем и Базаровым, о чем говорит согласие первого со словами Евгения, которых ранее он не принимал: “Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме… Именно, как ты говоришь, станем исполнять наш долг, и посмотри, ты еще и счастье получил в придачу”. То есть Павел Петрович говорит Николаю Кирсанову, чтобы тот, наконец, женился на девушке, которая уже родила ребенка Николаю, Фенечке, хотя ранее он бы и представить не мог, чтобы человек дворянского рода связал себя узами брака с простой крестьянкой.

В итоге можно сказать, что у Базарова и Павла Петровича намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд, и даже такие противоположные по своим взглядам люди способны найти общий язык.

"Средняя общеобразовательная школа № 109"

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цели урока:

1. Определение композиционной и идейной роли эпизода: дуэль как завершение идеологических споров, победа человеческого начала над идейными убеждениями.

    Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Ход урока:

Слово учителя.

Ребята, продолжаем разговор о героях романа «Отцы и дети». Сегодня дуэль между двумя идейными противниками: Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Слайд 1.

Какие задачи мы будем решать в течение нашего разговора?

( анализ эпизода дуэли; выявление композиционной и идейной роли эпизода дуэли в романе, возможно ли полное взаимопонимание идейных противников). Слайд 2.

Как вы думаете, почему этой стоит уделить особое внимание? (предполагаемые ответы: именно дуэль поставила точку в идеологических спорах Базарова и Павла Петровича; это часть дворянской жизни, быта, той эпохи; дуэль использована как литературный прием - необходимость постановки точки в отношениях героев; в конце эпизода дуэли мы видим ЛЮДЕЙ, человеческие отношения.)

2. Определение «дуэли». Из истории дуэли.

Ребята как вы понимаете слово «дуэль»? (ответы детей) А теперь, прежде, чем начать исследование роли дуэли в жизни общества и в русской литературе XIX века, необходимо выяснить значение этого слова по толковому словарю. Слайд 3.

1. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка:

    ДУЭ́ЛЬ , дуэли, ·жен. (·франц. duel). Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем-нибудь на дуэли. Вызвать кого-нибудь на дуэль.

    || перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (·книж. ·газет.). Словесная дуэль между защитником и прокурором. Англо-американская дуэль.

2. Толковый словарь В. Даля:

ДУЭЛЬ ж. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист м. единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер. ( Бретё́р - заядлый, «профессиональный» дуэлянт, готовый драться на дуэли по любому, даже самому ничтожному поводу. Чаще всего дуэль намеренно провоцировалась бретёром .)

Дуэль - сословно-дворянский обычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. (Онегинская энциклопедия).

*В дворянской, особенно в офицерской среде дуэли рассматривались как поединки в защиту чести, поэтому по негласному внутреннему дворянскому кодексу, отказ от вызова на дуэль считался проявлением трусости и означал бесчестие. Дворянин, отказавшийся от дуэли, терял уважение, и ему отказывали от общества.

Дуэль начиналась с вызова. Этому, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считает себя оскорбленной, и в качестве таковой требовала удовлетворения. С этого момента противники уже не должны были вступать в общение - это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ними тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли – от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).

Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они, прежде всего, обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Если примирение оказывалось невозможным, они составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры.

Кто из авторов включал сцены дуэли в свои произведения? С какой целью? (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - дуэль как итог противостояния Печорина и Грушницкого , А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

(просмотр эпизода из фильма "Герой нашего времени", сцена дуэли, эпизод из оперы "Евгений Онегин, сцена дуэли.)

Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным. Читателю ясно, что случайная ссора - только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. ). В чем заключается отличие этих дуэлей от дуэли Базарова с Павлом Петровичем? (эти две дуэли - трагичны, заканчиваются гибелью одного из героев, а дуэль в романе «Отцы и дети» глупа, бессмысленна и иронична). Слайды 4, 5, 6, 7.

3. Работа с текстом.

Учитель:

Почему Павел Петрович не объяснил истинную причину дуэли? * Вспомните сцену с Фенечкой. (предполагаемые ответы учащихся: Павел Петрович был тайно влюблён в Фенечку, она была похожа на книгиню Р.., любовь всей её жизни, ради которой он пожертвовал всем).

А как вы думаете, почему эта дуэль не произошла в 10 главе? (предполагаемые ответы учащихся: в 10 главе они не могли слышать и слушать друг друга, потому что оба считали себя правыми. А в сцене дуэли они «договорились», потому что на смену идеологическим отношениям пришли человеческие отношения. Не время еще было для этой дуэли.)

А возможно ли полное взаимопонимание между людьми? (Да, если человек готов выслушать противника. В сцене дуэли они поняли, что не так уж они далеки друг от друга.)

Прокомментируем сцену вызова Павлом Петровичем Базарова. Рассмотрим детали. (Один ученик читает отрывок из текста: «- Вот моё мнение, - начал он... <...> ...я вас презираю и если вам этого недовольно...»). Какого отношение Базарова к вызову его на дуэль? (1. Крайне удивлён: «Базаров вытаращил глаза: -Со мной?», Базаров - разночинец, а Кирсанов - дворянин, дуэль должна быть между людьми одного сословия; 2. Иронично относится к вызову: «- Прекрасно, - промолвил Павел Петрович... <...> - Можно; отчего же!», лексические повторы со стороны Базарова, что показывает ироничность ситуации).

Как Базаров относится к дуэли мы увидели. А как вы относитесь к такому способу выяснения отношений? А как И.С.Тургенев? (предполагаемые ответы учащихся: как всегда через описание природы.) Дано ли описание природы в сцене дуэли? Как? (предполагаемые ответы учащихся: автор начинает описание утра поединка изображением природы. В этом эпизоде проявляется контраст между пейзажем, появлением мужика с лошадьми и предстоящей дуэлью: мужика рано встать заставила работа, а Базарова и Павла Петровича – их собственная глупость. )

В чем еще заключается ирония сцены дуэли? (предполагаемые ответы учащихся: обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на разных иностранных языках, в этом проявляется их желание противопоставить себя друг другу. Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека. В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать: «Он прямо в нос целит, …, и как щурится старательно, разбойник!», «- А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного...». Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя, как истинный дуэлянт: старательно целится и щурится. Фраза: «Струйка крови потекла по его белым панталонам» производит эффект сцены из красивого, романтичного французского романа. Обморок Павла Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея придаёт иронический характер развязке дуэли. Оба героя после дуэли, во время ожидания дрожек, чувствуют себя подавленными. Они понимают бессмысленность своего поединка. Второе появление мужика с лошадьми подчеркивает глупость дуэли Базарова и Павла Петровича. )

Чем и как заканчивается дуэль ? (предполагаемые ответы учащихся: ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. В результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. После дуэли в поведении героев появились сдержанность и подчеркнутая вежливость по отношению друг к другу. При отъезде из имения Кирсановых Базаров чувствует себя скверно. Отъезд Базарова – развязка в конфликте «отцов» и «детей». Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего - они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.)

Слайд 8,9.

4. Итоги урока.

Подведем итог урока. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы их? (предполагаемые ответы учащихся: мы поняли, что эпизод дуэли стал точкой в отношениях нигилиста-разночинца и либерала-аристократа, в чем заключается композиционная роль сцены дуэли; в эпизоде дуэли идейные противоречия между героями уступили место человеческим отношениям - это идейная роль сцены дуэли.) Слайд 10.

А теперь мы посмотрим, как выступают перед нами экранные герои. (просмотр эпизода фильма со сценой дуэли).

Сумел ли режиссёр фильма реализовать авторский замысел?

Какой ещё способ нашёл режиссёр, чтобы показать противостояние наших героев?

Обсуждение эпизода фильма.

Домашнее задание. Написать сочинение миниатюру, ответив на вопрос:"Какой нравственный урок даёт нам И.С.Тургенев?".

ДУЭЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Эпизод дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова занимает важное место в романе. Дуэль происходит после возвращения Базарова от Одинцовой. После безответной любви к Анне Сергеевне Базаров вернулся другим человеком. Он выдержал это испытание любовью, заключающееся в том, что он отрицал это чувство, не верил, что оно так сильно влияет на человека и не зависит от его воли. Вернувшись в поместье Кирсановых, он сближается с Фенечкой и даже целует ее в беседке, не зная, что за ними наблюдает Павел Петрович. Это происшествие и является поводом для дуэли, потому что, оказывается, что Фенечка не безразлична Кирсанову. После дуэли Базаров вынужден уехать в поместье к родителям, где он умирает.

Базаров считает, что «с теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну а с практической точки зрения - это дело другое», он не позволил бы «оскорбить себя, не потребовав удовлетворения». Это его отношение к дуэлям вообще, а к дуэли с Кирсановым он относится иронично.

В этом эпизоде, так же, как и в предыдущих, проявляется огромная гордость Базарова. Он не боится дуэли, усмешка слышна в его голосе.

Павел Петрович в этом эпизоде проявляет свой прирожденный аристократизм. Вызывая Базарова на дуэль, он говорил пафосно и официально, употребляя длинные пышные фразы. Павел Петрович, в отличие от Базарова, относится к дуэли серьезно. Он оговаривает все условия дуэли и даже готов прибегнуть к «насильственным мерам», чтобы, если понадобится, заставить Базарова принять вызов. Еще одна деталь, подтверждающая решительность намерений Кирсанова, - трость, с которой он пришел к Базарову. Тургенев замечает: «Он обыкновенно хаживал без трости». После дуэли Павел Петрович предстает перед нами не заносчивым аристократом, а страдающим физически и нравственно пожилым человеком.

Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось, и оно неизбежно должно было привести к открытому столкновению. Поводом к нему стал случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не было, был только свидетель - Пётр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили. Базаров ранил Павла Петровича в ногу… Хотя они должны были по условию стрелять ещё раз, он подбежал к противнику и перевязал ему рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.

Автор, так же, как и Базаров, относится к дуэли с иронией. Павел Петрович показан комически. Тургенев подчеркивает пустоту элегантно-дворянского рыцарства. Он показывает, что Кирсанов проиграл в этой дуэли: «Он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего задуманного им дела…» И при этом автор нисколько не жалеет Павла Петровича и заставляет его терять сознание после ранения. «Экая глупая физиономия!» - проговорил с насильственной улыбкой раненый джентльмен». Базарова Тургенев вывел благородным победителем.

Автор описывает утреннюю природу, на фоне которой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, дураки, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» - думал во время дуэли Базаров.

Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.

- 19.34 Кб

Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» (XXIV гл.)

В человеке существует много различных энергий. И у каждой из них есть своя точка кипения, то есть такая точка, характеризующая её размерность, в которой она уже не может существовать в таком виде, в каком она существует. Так, однажды моя физическая энергия достигла такой точки. Тогда я долгое время просидел за работой, причём вся эта работа касалась компьютера. В итоге через некоторое время я понял, что я, наверное, умру сейчас, если не убью кого-нибудь или не зарежу. Мне повезло: через некоторое время на даче потребовалось сломать шкаф (его нужно было вынести из дома, а он был слишком большой для дверного проёма и неразборным), я, конечно же, сразу вызвался. Боже, как я его тогда сломал!.. Болты я не отворачивал, а долбал по ним кувалдой что есть мочи, пока они не лопались и не улетали чёрт знает куда! По петлям долбать было бесполезно, я подсунул под одну из них монтировку, надавил на неё с такой силой, что шкаф перевернулся, по-моему, даже монтировка немного погнулась. Есть пример и из истории: франко-прусская война. Отношения между Германией и Францией так сильно накалились, что достаточно было лёгкого повода, чтобы начаться войне.
Так случилось и с двумя героями романа «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была заложена, оставалось только её сдетанировать. Сдетанировал её случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не было, был только свидетель – Пётр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили. Базаров ранил Павла Петровича в ногу… Хотя они должны были по условию стрелять ещё раз, он подбежал к противнику и перевязал ему рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.
Можно ли считать победу Базарова как намёк на то, что передовые люди правы и однажды победят? Я считаю, что нет, с таким же успехом, как победил Базаров, мог победить и Павел Петрович, просто тому не хватило везенья, о том, кто кого победил, можно говорить во время их ссоры, но не на дуэли, когда всё решает теория вероятности. Конечно же, главными виновниками дуэли были они сами: никто их не подстрекал к этому; так это прокомментировал сам Павел Петрович: «Мы немножко повздорили с господином Базаровым, и я за это немножко поплатился».
Автор описывает утреннюю природу, на Фоне которой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, дураки, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» – подумал во время дуэли Базаров.
Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться.

Любовь на страницах романа «Отцы и дети»

На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви.
Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Базаров очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого. Напротив, он всегда холоден и дерзок с ними, обожающими сына до безумия. Его родители, наоборот, просто обожают его.
Во-вторых, любовь братьев Кирсановых к Фенечке. Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто пархает перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: «Ах, как я люблю это пустое существо!»
В-третьих, безусловно, любовная история Павла Петровича. Его романтическая, но унизительная и бесплодная любовь к княгине освещается в отдельной главе романа. Эта привязанность стала для него роковой, а загадка возлюбленной так и не была разгадана.
Четвёртым примером любовной истории являются отношения Аркадия и Кати Одинцовой. В них Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии. По сути, любовь Аркаши к Кате – едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной.
Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он – ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, - сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Он сам не понимает, что с ним происходит и его это очень сильно раздражает. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.
Так в романе «Отцы и дети» автор раскрывает понятие «любовь» с разных, а иногда даже противоположных, сторон. Страницы романа буквально пронизаны духом любви.

Любовь в романе Тургенева «Отцы и дети»

В романе описан конец пятидесятых годов девятнадцатого века. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится. И прочитав роман, мы четко увидим это в отношениях Павла Кирсанова и Базарова.
В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенечки, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. Любовь Николая Кирсанова и его сына Тургенева не могла заинтересовать, так как эта любовь обычная сухая, домашняя. Она лишена той страсти, которая была присуща самому Тургеневу. Поэтому мы рассмотрим и сопоставим две истории любви: это любовь Павла Кирсанова и любовь Базарова.
Павел Петрович Кирсанов воспитывался сначала дома, потом в корпусе. Он с детства отличался, был самоуверен и как-то забавно желчен – он не мог ни понравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его франтом и втайне завидовали ему. Павел Петрович встретил ее на одном балу, потанцевал с ней мазурку и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и здесь быстро добился желаемого, но легкость торжества не охладила его. Он напротив, влюбился еще сильнее. Впоследствии княгиня Г. Разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней, он чуть рассудка не лишился. Он долго ездил за ней за границей. Снова возникла любовь, но еще быстрее, чем в первый раз, испарилась. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить крепкой жизнью, промаялся 10 лет, у Николая умерла жена, княгиня Г. Скончалась в состоянии, близком к помешательству. Тогда же она возвращает ему кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написала, что это разгадка. Через полтора года он переехал жить в Марьино.
Базаров впервые встретил Одинцову на приеме у губернатора. Одинцова быстро заметила Базарова, не без помощи Аркадия и пригласила друзей к себе в гости. Друзья не заставили себя долго ждать и посетили имение Одинцовой. За две недели слишком, Базаров успел влюбиться по уши. Одинцова показала себя великолепно, она умна, красива, эрудирована во многих областях знаний. Базаров признается ей в своих чувствах, но Одинцова отвергает его. Она не может пожертвовать своим порядком, своими чувствами. Одинцовой нужна спокойная любовь, не волнующая, не кидающая из стороны в сторону, ей не надо бурных потоков, водоворотов и водопадов, ей нужно спокойно плыть по течению, дрейфовать и заботиться о себе и хозяйстве. Базаров это понимал и покинул усадьбу. Он не мог изменить своим принципам. Любовь не остановит его. Он будет жить дальше, и вершить историю.
Итак, если все взвесить и разложить по полочкам, то мы увидим, что такие люди, как Павел Кирсанов, не смогут двигать Россию в будущее, они при первой ошибке и неудаче сядут, сложа руки, и не шелохнутся, чтобы попробовать еще раз. Они будут жить, как амебы. В их жизни пропадает смысл. А такие люди, как Базаров, не оставят правое дело. Они будут продолжать его до последнего вздоха, до последней капли крови, они останутся, верны себе и своему делу. Если взять и поставить вместе две истории любви, то мы увидим, что они обе страстные, сжигающие все на своем пути, но любовь Павла Кирсанова проигрывает любви Базарова, она погубила его, после разрыва он не смог двигаться дальше, а любовь – это жизнь. У Базарова, напротив, вся жизнь была впереди; за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась. Но судьба распорядилась иначе, он погибает от глупости, хирургического пореза.