Социология: учебное пособие. Л. Козер и его социология конфликтов Статья ранние годы л козер

Последователями Маркса и Зиммеля и современными «классиками» конфликто­логии считаются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский ученый Л. Ко­зер. Они продолжают развивать два основных направле­ния, заданных «родоначальниками»: Дарендорф - диалектический подход Маркса, а Козер - конфликт­ный функционализм Зиммеля.

Ральф Дарендорф утверждает, что социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного разли­чия интересов. Однако в постиндустриальном обществе, исследованием которого занимался Дарендорф, основное противоречие социальных систем перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения, и основной конфликт оказывается свя­зан с перераспределением власти. Динамика его возникновения в сущности повторяет логику рассуждений Маркса о диалектике развития конфлик­та: объективная противоположность интересов сторон, осознание этой противопо­ложности, возникновение социальных организаций и т.д. Дарендорф подробно раз­бирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и т. д. Работы Дарендорфа позволяют считать его классиком современной конфликтологии.

Л. Козер попытался не противопоставлять теорию конфликта струк­турному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка:

  1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.
  1. В любой социальной системе различным образом взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.
  2. Процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определен­ных условиях содействуют сохранению, изменению, возрастанию или уменьшению
    интеграции и «адаптивности» системы.
  3. Можно также представить себе, что многие процессы, которые, как обычно считает­ся, разрушают систему (например, насилие, разногласия, отклонения и конфликты),
    при определенных условиях укрепляют основы интеграции системы, а также ее «при­способляемость» к окружающим условиям.

Определение конфликта, принадлежащее Л. Козер у, является одним из наибо­лее распространенных в западной науке: «Социальный конфликт может быть опре­делен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперни­ка» (Coser, 1968, р. 232). Оно приложимо и реально используется применительно к широкому диапазону конфликтных явлений - от межгосударственных до межлич­ностных.


Из всех «классиков» конфликтологии Козер развивает наиболее многоаспект­ный и всеобъемлющий взгляд на конфликты: он пишет об условиях и факторах воз­никновения конфликтов, их остроте, длительности и функциях. Именно последние заняли приоритетное место в теоретической системе Козера, дав основание обозна­чению всей его концепции как «конфликтного функционализма ».

Развивая и уточняя идеи Зиммеля, Козер в немалой степени изменил взгляд на­уки на конфликты. По его мнению, признание конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений никак не противоречит задаче обеспече­ния стабильности и устойчивости существующей социальной системы . Интересы Козера фокусируются не столько вокруг анализа источников конфликта и его воз­никновения в социальных системах, сколько на его функциях. Его первая большая работа, посвященная конфликтам, так и называлась «Функции социального конф­ликта» (1956). Эта книга сыграла историческую роль в оформлении и судьбах конфликтологии, а развитие Козером идей Зиммеля о позитивных функци­ях конфликта по праву рассматривается как одно из высших достижений конфлик­тологии.

Работы Р. Дарендорфа и Л. Козера создали возможность научного изучения конфликтов и подготовили почву для утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.

Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. По Козеру, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. Кроме того, конфликт может выполнять «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции. Конфликт по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжение их отношений. В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

Установление единства и сплоченности;

Производство стабилизирующих и интегративных элементов; выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре; создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил; создание ассоциаций и коалиций; помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов; поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями; выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии; создание почвы для консенсуса; формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;

Укрепление внутреннего единства; усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм.

В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе не акуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса. Анализируя социальную структуру американского общества, он приходит к выводу, что взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличие противоположных интересов. Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства.

Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщение и восстановить социальное единство. В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты. Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций. Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях.

Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Социальный конфликт, по Козеру, это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага (“предателя”), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.

Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с “равновесно-интегральной” теорией и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго. Успех Л. Козера – в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка. Хотя его первые работы и проникнуты протестом против дискриминации конфликта как явления, пренебрегаемого традиционными функционалистскими построениями, впоследствии он достаточно осторожно помещает конфликт в свою схему устройства общества. Определение конфликта, принадлежащее Л. Козеру является одним из наиболее распространенных в западной науке: «Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника».

Оно приложимо и реально используется применительно к широкому диапазону конфликтных явлений – от межгосударственных до межличностных. В качестве существенных для дальнейшего рассмотрения моментов этого определения отметим, во-первых, сведение конфликта к одной из форм борьбы, а во-вторых, негативный характер целей, связанных с воздействием на противостоящую сторону, наиболее мягкой из которых является его нейтрализация.

Из всех «классиков» конфликтологии Козер развивает наиболее многоаспектный и всеобъемлющий взгляд на конфликты: он пишет об условиях и факторах возникновения конфликтов, их остроте, длительности и функциях. Именно последние заняли приоритетное место в теоретической системе Козера, дав основание обозначению всей его концепции как «конфликтного функционализма».

Льюис Альфред Козер (Coser, Lewis Alfred)(1913–2003), американский социолог, один из основоположников социологии конфликтов.

Родился 27 ноября 1913 в Берлине. Отец, еврей по национальности был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 – он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением – только потому, что кроме немецкого знал еще французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.

В 1941 он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьезным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.

В 1948, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет. Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Университете Брендис, где основал факультет социологии. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил ее в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера Функции социального конфликта .

Конец 1940-х – начало 1950-х ознаменовалось в США расцветом маккартизма – гонений на приверженцев мало-мальски левых взглядов. Учитывая, что Козер всегда отличался склонностью к левым идеям, эта ситуация резко сократила его возможности публиковаться. Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке более 50 других ученых начал выпускать журнал «Диссент» (Dissident – «Инакомыслие»), который до сих пор является рупором левых сил США.

Проработав в Брендисе 15 лет, он перешел в Нью-Йоркский Государственный Университет, где работал вплоть до своей отставки.

1960–1970 стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: Люди идей (1965) и Жадные институты (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике – Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии – Георг Зиммель (1965),Мастера социологической мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).

Он возглавлял Восточное социологическое общество в 1964–1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975–1976.

После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев. Умер 8 июля 2003 в Кембридже.

Льюис Козер (р. 1913) - американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции соци­ального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изуче­ния социального конфликта» (1967) и др.

Козер опирается на традиционное для западной социо­логии положение о неустранимости конфликтов из со­циальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции. Для него конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные, естественные формы существования и развития соци­альной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Ко­зер определяет конфликт как противоборство социаль­ных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за



дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предпо­лагающее нейтрализацию, ущемление или уничтоже­ние (символическое, идеологическое, практическое) про­тивника.

Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве тако­вых. К основным причинам конфликтов относятся дефи­цит ресурсов и нарушение принципов социальной спра­ведливости при их распределении. Конкретными ини­циаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представите­ли тех общественных групп, которые считают себя со­циально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильствен­ные формы.

Козер выделяет два типа социальных систем, разли­чающихся между собой характером отношения к обще­ственным конфликтам. Первый тип - твердые или же­сткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних кон­фликтов. В таких государственных системах отсутству­ют институциальные политико-юридические механиз­мы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественно-правовым критериям цивилизованности. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий, реп­рессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конст­руктивного поведения в условиях конфликтов, а у са­мих конфликтов нет возможности играть конструктив­ную роль в жизни общества и государства. В соци­альных системах второго типа, называемых Козером гибкими, существуют официально признанные, актив­но практикуемые институциальные и внеинституциаль-ные средства урегулирования конфликтов. Это позво­ляет социальному мышлению совершенствовать навы­ки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам


большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы.

Расхождения социальных систем во взглядах на кон­фликты неизменно сказывается на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объектив­ной логике неизбежного существования конфликтов, по­степенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных, эффек­тивных и уже апробированных экономических, полити­ческих и правовых средств по предупреждению и нейтра­лизации конфликтов, возникновение последних дает мак­симально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается негибкость пози­ции государства, не имеющего в своем распоряжении аль­тернативных средств и методов по урегулированию конф­ликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные мак­росистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек и внешних маневров, чтобы привести свои структуры в со­ответствие с изменившимися социальными условиями.

Козер подразделяет социальные конфликты на реа­листические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими ока­зываются те коллизии, где участники оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и достаточно реалистические меж­групповые конфликты повышают ее адаптивность, при­водят к положительным переменам интегративного ха­рактера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свиде­тельствующими о слабой приспособленности обществен­ных структур к требованиям действительности и о необ­ходимости их реформирования.


СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Чарльз Райт Миллс (1916-1962) - один из крупней­ших американских социологов XX в., талантливый пуб­лицист. Уроженец Техаса, где окончил университет по специальности философия и социология. Его теорети­ческая позиция сложилась под влиянием идей М. Вебе-ра и К. Манхейма.

Основные сочинения: «Малый бизнес и гражданское благосостояние» (1946); «Властвующая элита» (1956); «Бе­лый воротничок. Американский средний класс», «Причи­ны третьей мировой войны», «Социологическое воображе­ние» (1959); «Марксисты» (1962); «Социология и прагма­тизм» (1964); «Власть, политика и народ» (1967) и др.

В своих работах, посвященных исследованию соци­альной структуры американского общества Миллс особое внимание уделил анализу социальной группы лидеров, занимающих ключевые посты в политических, промыш­ленных и военных сферах. Для деятельности представи­телей этой «властвующей элиты» характерен особый, рационально-иррациональный стиль. Суть его в том, что субъекты склонны постоянно использовать рациональ­ные средства для достижения иррациональных целей. Это делает их действия чрезвычайно опасными, несущи­ми угрозу основам цивилизации и культуры.

ПОИСК НОВЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Миллс выступил теоретическим оппозиционером гос­подствующих в американской социологии направлений абстрактного теоретизма и приземленного эмпиризма. Он считал, что «большая теория» в духе построений Т. Пар-сонса и эмпирическая социология в стиле Лазарсфельда не оправдывают возлагаемых на них надежд, поскольку либо задыхаются в абстракциях, либо захлебываются в фактах. Их самоограничительный рационализм сковыва­ет научные искания и превращает последние из поиска истины в продуцирование трюизмов. Миллс предложил вернуться к методологическим традициям социологиче­ской классики времен Конта, Спенсера и Вебера, позво­ляющим воспринимать и объяснять социальную жизнь


и социального человека как целостности. В своих стрем­лениях возродить в социологии дух высокой классики и дать социологической теории возможность опереться на фундаментальные, универсальные духовные ценности Миллс выступил как предтеча постмодернизма. Огром­ный социально-исторический опыт, которым располага­ет социальная мысль, должен войти в современную со­циологическую теорию в виде установки на глубинное историческое видение каждой конкретной проблемы. Но главное, что предлагает Миллс, - это постоянно привле кать в научно-теоретических исследованиях резервы со циологического воображения. Это необходимо для того, чтобы научная деятельность не походила на труд ремес ленников, выполняющих рутинную работу.

В социологии уже на уровне исходной методологи ческой установки должен присутствовать дух подлинно го творчества. Дюркгейму, Марксу, Веберу удавалос! избегать крайностей как эмпиризма, так и излишней абстрактности рассуждений за счет того, что они умели связывать исследования острых проблем повседневнос­ти с анализом базовых социально-исторических струк­тур. Более того, им всегда удавалось соединять личные заботы с общественными проблемами. Для Миллса имен­но заботы, осознаваемые и контролируемые людьми, со­ставляют основное содержание повседневной жизни. Для того чтобы мелкое, малое, повседневное понимать в его тесной связи с большим, общезначимым, необходимо иметь и развивать социологическое воображение. Клас­сики социологии, обладавшие им, умели органично свя­зывать эти две социальные сферы - микромир и макро­мир, что давало в результате ценный познавательный эффект, суть которого Миллс демонстрировал на приме­ре Вебера, чья книга «Протестантская этика и дух капи­тализма» рассказывает об особенностях пуританского сознания гораздо больше того, что мог бы рассказать о себе сам протестант того времени. Исследователи не дол­жны заменять профессиональное социологическое вооб­ражение статистическими выкладками и абстрактными схемами, в противном случае будет страдать качество научных работ. Особенно важно помнить об этом тогда, когда предметом исследования является личность.


Адекватное социологическое понимание человека предполагает, что исходными точками отсчета в его изу­чении служат три базовых фактора - индивидуальная биография, общая история и социум как целостность. Человек предстает как социальный тип, чья биография должна рассматриваться сквозь призму воздействия на нее социальных институтов и общественных структур. Пребывая с самого начала внутри этих структур, чело-| век растет в семье, получает образование в школе университете, работает в коллективе, и везде он вынуж-! ден играть те или иные социальные роли. Моменты сме­ны этих ролей выступают для него как переходы на новые уровни социальной, личностной зрелости, а инди­видуальная биография принимает вид социальной био­графии, включенной в обширнейший социально-истори­ческий контекст. Это проливает дополнительный свет на суть социологического воображения как методологи­ческого инструмента познавательной деятельности. Че­ловек только тогда и может достаточно адекватно ос­мыслить свой жизненный путь и в полной мере оценить масштабы достигнутого, когда ему удается поместить себя в рамки своего времени и своего общества. Здесь Миллс оказывается фактически на пороге введения в свой научный аппарат такого концепта, как единство социаль­ного времени и социального пространства (хронотопа). Социологическое воображение для него не просто умение проводить сравнения и обнаруживать связи между раз­личными вещами и сферами, но и способность включить малое время-пространство индивидуальной судьбы в боль­шое время-пространство всеобщей социальной истории.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История западной социологии

Ббк б.. бачинин в а сандулов ю а.. б история западной социологии учебник спб издательство лань с мир куль туры истории и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя

Теоретическое самосознание цивилизованного социума
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ

Предмет социологии
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае

И философией
Между социологией и философией нет жесткой гра­ницы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает

Социологическое сознание западного человека
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА онятием ментальности (менталитетом) обознача­

Социологическая интуиция
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что по­знавательные возможности разума отнюдь не б

Социологический дискурс и его условия
П онятие дискурс (от лат. discursus - рассужде­ние, логический довод, аргумент) означает ком­муникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов

Принципы социологического познания принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий

Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий - конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов

Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рацио­нальных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци

Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуе­мой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фак­тов. Среди социологов всегда находится достаточн

Две эпохи в развитии социологии
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ КАК «ДРАМА ИДЕЙ» С тановление и эволюция западной социологии не­посредственно связаны с общей д

Социальной мысли
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 - классики и мо­дерна. Как рациональные методологически

Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором ут­вердилась новорожденная социология XIX в. Она яви­лась частным случаем, конкре

Цивилизация эпохи модерна
Модерн явил собой цивилизационно-культурную па­радигму, существующую в оппозиции к парадигме клас­сики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры

Как метод социального познания
д ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут

Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсо­лютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир долж­ного с его возвышенными идеалами, незыблемыми зако­нами, традициями, канонами служил для них приме

У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв

Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и право­вых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак

Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять лю­бую из существующих мировоззренческих позиций или же

Философско-этическая апология социального порядка
Сократ (469-399 до Р. X.) - великий древнегречес­кий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье камено­теса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п

Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуально­го поиска стал живой, непосредственный диалог. Пред­ставлявший собой своеобразную микромодель культур­ного агона, диалог выглядел как состязание собес

Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском

Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности - объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо

Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам со­бой. Нравственности и праву необходимы надежные ос­нования, которые пребывали бы в самом человеке, во

Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от

Платон: социальная статика как идеал
Платон (427-347 до н. э.) - крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древ­него аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре

Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социо­логическое воображение, обладавшему талантами

Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустрани­мом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч

Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам кото­рого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-право­вой философии. Воплотившись в классически отч

Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что про­исходит в социальном мире, находятся за его предела­ми. Эти причины, или сущности, имеют метафизичес­кую природу и являются чистыми формами, по обр

Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех - идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государст

Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального по­рядка с мировым, космическим порядком. Мировое це­лое, состоящее из множества разнородных вещей, дос­тигает упорядоченности благодаря не единообразию

Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, - это жи­вые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неод­нородны в зависимости от степени выраженност

Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естествен­ным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна

Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рас­сматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции обществен­ной жизни. Пятая книга этого труд

Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единооб­разия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпе­раментов, наклонностей. Психологическое разнообра

Цицерон: человек во власти законов
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выдаю­щийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш

Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство - планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-норма­тивную направленность целому ряду локальных циви­лизаций и культур западного и славянского миров.

Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских запове­дей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впо­следствии обязательными для всех христиан; 2) н

Н. Макиавелли: апология политической аномии
Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, по­литический деятель Флоренции, богатой торгово-промыш­ленной республики. Родился в семье обедневшего а

Государь - очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, пред­лагаемая им политическим деятелям, стремящимся с

Генезис номотетического метода
Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнару­живается нечто, сближающее его с анатомичес

К цивилизованному
Томас Гоббс (1588-1679) - английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал ло­гику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время

Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и стра­хом насильственной смерти, стремятся обрести гаран­тии мира и безопасности. Это заставило их создать госу­дарство, где естественное состояние уступил

Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универ­сальных, абсолютных, безапелляционных предписа

Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
Гоббс указал на существование трех источников на­рушений социального порядка: 1) недостаток понимания и незнание (незнание зако­ на, незнание приказа суверена, незнание

Ж. Боссюэ: теология монархии
Жак Боссюэ (1627-1704)- французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным про­поведником, воспитателем французского дофина, епи­скопом. Как идеолог Контрреформац

Вольтер: бог и социальный порядок
Вольтер (1694-1778) - родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер - один из его 137псевдони­мов) родился в семье небогат

Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, зло­го, преступного, и считал причиной всего этого

Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольте­ра, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выс­тупив в роли создателя нескольких драм для теа

Социальной жизни
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) - французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинен

Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосозна­ния и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие

Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-дого­ворной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные пре­ступления. Отдавая государству часть своей св

Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антро­пологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн

Принцип географического детерминизма в социальной жизни
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде

Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естествен­ных условий, ландшафта, климата на характер социаль­ной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст

Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» - самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен

Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открыва­ется фразой, которой суждено было впоследствии пре­вратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо

Национальный дух как основа социальной нормативности
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)- германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни

Д. Юм: психосоциология привычки
Давид Юм (1711-1776) - английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­р

Идея рациональной организации социальной системы
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) - французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс

Позитивного права
Джон Остин (1790-1859) - английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял ка­федру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п

И государства
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - один из наиболее крупных представителей немецкой класси­ческой философии. Родился в Штутгарте, в семье круп­ного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи

Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, по­могая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са

Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот ка­тегорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым

Становление и развитие западной социологии
середины XIX в. в европейской культуре на­ча

О. Конт: рождение позитивной социологии
Огюст Конт (1798-1857) - один из создателей пози­тивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехничес­кой школе. В молодости был учеником и секрета

Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологи­ческой теории - социальную статику и социальную ди­намику. Первый имеет своим предметом принципы

Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящей­ся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы

Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала кон­цепция общественной солидарности, под которой он под­разумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли

Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под назва­нием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды

Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реаль­ность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-" стые» расы - белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.

Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX-XX вв. в западной социальной мыс­ли сложилось авторитетное направление, сыгравшее оп­ределяющую роль в формировании национал-социалис­тической расистской доктрины. Его идейно-теоретич

Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политоло­гом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследова­ния «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче

Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) свя­зали интеллектуальные, творческие, культурные раз­личия людей с особенностями строения человеческих ч

Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871- 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на уче­ние о политическом развитии на

В. Дильтей: метод понимания
Вильгельм Дильтей (1833-1911) - немецкий фило­соф, культуролог, социолог, психолог, один из создате­лей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз

Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой обще­ство развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов - изобретательства разно­образных новшеств, подражания индивидов дру

Толпа - хаотическое сообщество
Тард внес значительный вклад в разработку психосо­циологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразова­ния, как толпа. Он рассматривал толпу как аморф

Рациональное и иррациональное в социальном поведении
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог и со­циальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстни­ками и много читал. Раннее интеллектуальное ра

Типы социальных действий
Для Вебера социология - наука, стремящаяся по­нять смыслы социального поведения людей путем обна­ружения движущих ими причин, ибо поведение - это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.

Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели дей­ствий «экономического человека». Первая - это ирра­ционально-авантюрная модель, возникшая в глубо

Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу меж­ду правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организаци­онном характере, в наличии организованных групп

Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древ­него Востока. Он видел в религии один из традици

Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимо­действие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,

Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорно­го происхождения государства. В его понимании государ­ство - это не орган социального примирения враждую­щих группировок, не средство продвижения н

Нормативности
Рудольф Штаммлер (1856-1938) - немецкий социо­лог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Уче­ние о правильном праве», «Теория юриспруденц

Е. Эрлих: концепция живого права
Евгений Эрлих (1862-1923) - австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окон­чил Венский университет. Был деканом, а затем рек­тором Черновицкого университета. Ему прин

Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей

Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он ока­зался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить. В нем невозможно быть счастли

Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В испра­вительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет не­что сходное с действием карающего рока, и чело

Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в

Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841-1931)- французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч

Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, от­крытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разра­ботку методологии объяснений психологии взро

Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность инд

Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функцио­нирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социаль­ного контроля он видел не только необхо

Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Досто­евский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво

Дж. Морено: психодрама как тождество жизни и театра
Джекоб Морено (1892-1974) - американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем " медицину в Венском университете. Служил военным" врачом во время п

Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущаю­щего поведения», Мертон предлагает выделять в социо­культурных структурах, воздействующих на индивиду­альную психику, две сферы элементов: 1

Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к опре­деляемым социокультурными условиями целям и спо­собам их достижения: 1) подчинение как пол

Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность мо­жет выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да

Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, - это нахождение ответов на три вопроса: 1) из каких элементов и структур состоит современ­ ное общество; 2) каково место данного

X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)- испанский фи­лософ, социолог, культуролог, издатель, журналист. По­лучил философское образование в университетах Испа­нии и Германии. Преподавал в

Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массо­вое общество» и порождаемый им тип «человека-мас­сы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо

Структурно-функционального анализа
к " Толкотт Парсонс (1902-1979)- американский социо­лог, создатель структурно-функционалистского направ­ления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон

Теория действия
Вцентре концепции Парсонса - феномен человечес­кого действия, под которым он понимал внутренне мо­тивированное, ориентированное на внешнюю цель и под­чиняющееся нормативным регулят

Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих опре­деленным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр

Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу дея­тельности людей в сфере правовых отношений. Одни

Открытого и закрытого общества
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)- английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был про­фессором Лондонской школы экономики

О. Ранк: психосоциология неврозов
Отто Ранк (1884-1939) - австро-американский пси­холог, социолог, доктор философии. Был учеником и пос­ледователем Фрейда, секретарем его психоаналитическо­го кружка, редактором психоаналитического

В. Райх: социология сексуальности
Вильгельм Райх (1897-1957) - австро-американ­ский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал док­тором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы

Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического харак­тера», под которым понимал психику личности, сфор­мировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон

Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим ос­нованием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты

У. Ростоу: стадиальная типология социальных систем
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)- американский со­циолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр

Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная праг­матика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове

Историческая макросоциология культур и цивилизаций
Освальд Шпенглер (1880-1936)- немецкий соци­альный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пес­симизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия

Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах - как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостност

Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания - не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилиза­ций как общностей, более масштабных, чем нации

Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы - представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н

Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности являет­ся человек, обладающий сознанием, свободой, способно­стью к выбору, религиозностью, умением различать доб­ро и зло и потому возвышающийся над диктатом

К.Г. Юнг: психосоциология коллективного бессознательного
Карл Густав Юнг (1875-1961)- швейцарский пси­холог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университе­тов Цюриха, Базеля. Испытал вл

Сущность архетипа
Психическое существование человека - сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний - архетипами. Как общие «модели поведения», универс

Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств

Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессозна­тельные предпосылки и для нормативного поведения, ко­торые служат чем-то вроде исходных первопринципов дол­женствования, базовых факторов порядка.

Социальные формы деструктивного поведения
Эрих Фромм (1900-1980) - психолог, социолог, фи­лософ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигран­тов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр

Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру лич­ности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су

Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного пове­дения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми суще­ствами, будь то животное, ребенок, женщин

Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жаж­ду разрушения ради разрушения, страстное желани

Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преиму­щественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое виде­ние социально-правовых проблем европейской истории


Основная задача тюрьмы как социального институ­та виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь

И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются на­учно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с при­влечением познавательных средств и методов юри

Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид

Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит


Пьер Бурдье (р. 1930) - французский социолог. Окон­чил Высшую педагогическую школу в Париже. Препо­давал философию, возглавлял Центр европейской социо­логии, издавал журнал «Ученые труды в социальн

Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гума­низма и умеренного либерализма, называя свою плат­форму «либеральным гуманизмом». Отвергая насиль­ственные формы социального воздействия политических


Современное общество с его структурами и институ­тами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не

Русский ренессанс на рубеже XIX и XX веков
усское необарокко, сочетающе

Н.С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразий­ского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890- 1938)- культуролог, языковед, социолог. Получил об­разование в Московском универ

Л.И. Петражицкий: социопсихология социально-правового поведения
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - россий­ский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинс­ком и юридическом факультетах Киевского университ

Политическая социология борьбыза власть
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) - теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов то

Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свобо­ды, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстере­гающие людей в социальной жизни, - это к

Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил тра­диционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и

Славянского мира
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учил­ся в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава

Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключа­лось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодей­ствия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн

Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенси­тивная этика гедонистична и призывает: е

Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация - идеалистическая. Она зани­мает промежуточное место между идеациональнои и чув­ственной системами, играет переходную роль, являя со­бой своеобразное сочетание норм и ценностей о

Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительно­го характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы аб­солютные нормативные основания, соотносящиес

Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абст­рактных философем. Ей не свойственно ни постулиро­вать какие-либо ценности и нормы, ни защищат

Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдис­циплины: 1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) - это общая теория со­ циальных проблем, форму

Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социо­логии выступает доступное непосредственному наблюде­нию взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре

Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе пра­ва, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и счи­тал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб

Западное социологическое сознание
1. Социология - теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4 Специфика социологического подхода

История западной социологии
Учебник Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Л. КОЗЕРА

Американский социологфункционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

– причины конфликтов;

– виды конфликтов;

– функции конфликтов;

– типы общества;

– острота конфликта;

– последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците какихлибо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа , хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

Энергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Раздел I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа») Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

ЧАСТЬ V. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТЕОРИЯ ЭГО XIV. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ

Из книги автора

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Р. ДАРЕНДОРФА Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в

Из книги автора

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология»

Из книги автора

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. БОУЛДИНГА На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг (1910–1993).В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдинг убежден,

Из книги автора

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Т. ПАРСОНСА Американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), являясь представителем структурного функционализма, имел специфический взгляд на содержание и природу конфликта. Его идеи представлены в книгах «Структура со циального

Из книги автора

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА Роберт Парк (1864–1944) является основателем Чикагской школы в социологии, сложившейся в 1920е гг. в Америке в связи со стремительным ростом города Чикаго. Социологию Парк определял «как науку о коллективном поведении» и

Из книги автора

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА На теорию социального конфликта в конфликтологии оказали значительное влияние взгляды К.Маркса (1818–1883). Будучи приверженцем материалистического подхода к истории развития общества, Маркс полагал, что людям свойственно