Объект — носитель проблемной ситуации , конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен-ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержа-щую социальное противоречие проблемной ситуации.
Объектом социологического исследования в широком смыс-ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз-ком — люди или объекты, способные дать социологу необходи-мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо-даватели.
Объектами исследования могут быть , например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалис-ты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, ра-ботающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы эко-номической статистики, протоколы заседаний.
Уточнение объекта в программе осуществляется через опре-деление генеральной и выборочной совокупности; тем самым за-дается масштаб самого исследования, границы той области со-циальной жизни, по отношению к которой применимы его ре-зультаты.
Идеализированный объект — модель исследуемого объекта, вво-димая на теоретическом уровне анализа (например, модель творческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся от-носительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между иде-ализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реали-зуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.
Развернутое определение объекта исследования выливается в построение его эмпирической схемы, которую мы рассмотрим в дальнейшем.
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче-нию. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для ре-шения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним.
Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пре-делах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование.
Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эм лирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, ко торые будут являться предметом исследования. Иначе говоря когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же вре-мя формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о boз-можном решении проблемы.
Например , проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с уровнем, существовавшим ранее и считавшимся допустимым. При этом проблема определена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повыше-нием роли увольняющихся по причинам, доступным управлен-ческому регулированию, а цель — как разработка предложений по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия. Объектом исследования в этом случае будут работ-ники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.
Так, в качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно избрать мотивацию увольнений. Этот вы-бор основан на предположении, что мотив увольнения — это чаще всего реакция на несовершенную систему стабилизации кадров, реакция заведомо отрицательная. Следовательно, анализ мотивов увольнения покажет наиболее уязвимые звенья системы, а это позволит оперативно разработать практические предложения, т.е. достигнуть цели исследования.
Основным методом сбора данных здесь будет опрос. Иссле-дование обещает быть оперативным и экономичным. Придется считаться и с тем, что информация о стабилизации кадров на предприятии заведомо субъективная: эмоциональные оценки будут преобладать над рациональным анализом. Неизвестен так-же размер субъективных смещений получаемой информации.
А они могут быть нескольких видов : формальное заполнение ан-кет (увольняющемуся человеку уже безразлично предприятие, которое он покидает), сознательное усиление негативных оценок (как психологическая рационализация принятого решения: чем хуже покидаемое предприятие, тем правильнее мое решение об уходе), приукрашивание ситуации (все равно ухожу, лучше рас-статься «по-хорошему»). Ясно, что информация, полученная ме-тодом опроса, нуждается в дополнении и перепроверке данны-ми, полученными другими методами. Поэтому интерпретировать результаты опроса надо при строгом учете их субъективной ог-раниченности и сложности связей между сознанием и поведени-ем людей.
Другой вариант решения состоит в учете информационных аспектов проблемы. Тогда предметом исследования будет ин-формированность увольняющихся о возможностях решения проблемных ситуаций, послуживших причиной ухода, в рамках данного предприятия, а не с помощью увольнения. Такое оп-ределение предмета исследования может основываться на уже имеющихся результатах исследований, свидетельствующих о том, что повышение производственной информированности работников является одним из средств стабилизации кадров.
В этом случае объектом исследования станут не только уволь-няющиеся, но и работающие, что позволит анализировать как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. Кроме того, в объект исследования включается содержание информацион-ных потоков внутри предприятия (нормативное описание про-изводственной деятельности, групповых и межличностных вза-имодействий).
Соответственно изменяется методика : специали-зированные анкеты, адресованные конкретным группам работников; контент-анализ документов (правил внутреннего трудового распорядка, заводских приказов, коллективного договора, положений о премировании, публикаций заводской многотиражки). Анализ объективных данных позволяет более строго интерпретировать результаты социологического опроса (анкета для изучения информированности работников предпри-ятия, кодировочная таблица и инструкция кодировщику).
Возможен третий вариант определения предмета исследования: состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенного фактора текучести кадров. Его выбор основывается на предварительной информации о том, что резервы существующей на пред-приятии системы стабилизации кадров нуждаются в существен-ном расширении за счет дифференцированного учета уровня удовлетворенности трудом у различных групп работающих.
Meтодическое обеспечение опять-таки связано с обращением к раз-личным объектам исследования, выступающим носителями необходимой информации (получение оценочных суждений об удовлетворенности трудом в целом и отдельными элементами рабочей ситуации, а также данных о намерении сменить место работы). Метод анализа документации позволяет соотнести вербальную информацию об отношении к труду увольняющихся с объективными показателями их трудовой деятельности.
В знаменитом исследовании профессиональных ориентаций школьников новосибирского социолога В.Н. Шубкина, по результатам которого была выявлена пирамида профессиональных ориентации, изучалась проблема выбора профессии выпускниками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных со циальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект ис-следования — школьники и их родители; предмет исследования - профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.
Итак , предмет исследования — это совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление. Предмет исследования чаще всего имеет сложную структу-ру. Вопрос об объекте — это вопрос о том, кому эти признаки при-надлежат, кто исследовался.
Очевидно , что по мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты време-ни и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обосно-ванность.
/ Как поступить в аспирантуру, докторантуруКак определяется объект и предмет исследования?
Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.
В. Даль : «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ - все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения - основа, смысл его» .
С. И. Ожегов : «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко : «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность ». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» .
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования - «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».
Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.
Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.
Необходимо выделить объект и предмет научного исследования. Часто от того, насколько правильно определены эти понятия, зависит заключение аттестационной комиссии и конечная оценка. Студенту необходимо грамотно и четко сформулировать в своем научном проекте (будь то , курсовая или ) объект и предмет исследования и правильно описать их во введении. Что представляет собой каждое понятие, как правильно их выделить рассмотрим ниже.
Объект исследования
— определенное научное знание, которое планируется изучаться. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследований.
Если вы защищаете диплом, объектом исследования является отдельное лицо, социальный слой, социальный институт, а также духовная жизнь, которая имеет отношение к отдельным вовлеченным личностям, или разным группам населения в мире.
Предмет исследования
— это определенный спектр понятий связанных с объектом, отдельная сторона, которая напрямую зависит от профессии.
К этому пункту предъявляются требования по четкому отделению от объекта и демонстрации присущих ему индивидуальных черт. Предмет курсовой или дипломной работы должен быть значимым и актуальным, даже если объект в целом особого интереса не представляет.
Субъект в научной работе. Часто в дипломной работе субъектом изучения называется тот же предмет. Это формальность, которая зависит от методических требований того или иного ВУЗа. Субъект часто связан с ответами на вопросы, которые требуется раскрыть в теме работы и ее проблемами.
Основное отличие объекта от предмета
Примеры выделения объекта и предмета исследования
Анализируем тему | Выбираем объект исследования | Выделаем предмет исследования |
Реферат связан со СМИ | Средства массовой информации и культура | Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения |
Для темы, связанной с развитием дошкольников | Детские сады, как фактор, влияющий на развитие | Влияние детских садов на детей дошкольного возраста |
«Персонал компании» | Персонал строительной организации | Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании. |
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» | Процесс становления культа ислама | Женщины в процессе становления и развития культа ислама |
Если работа изучает методы увеличения доходов организации | Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа | Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа |
В дипломной работе по праву «Похищение человека» | Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека | Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека |
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия | Само предприятие | Конкурентоспособность предприятия |
Договор купли-продажи недвижимого имущества | Отношения, которые складываются между людьми в процессе купли-продажи недвижимого имущества | Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество |
Библиотеки как главная база непрерывного образования | Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения | Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения |
Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.
Объект и предмет исследования – это понятия, имеющие общую точку совместимости. Один обозначает тему целиком, другой рассматривает фрагмент этой темы.
Эта статья поможет четко разграничить два понятия и выделить их суть.
Необходимо четко сформулировать, установить и описать поставленные задачи, по которым будет написана работа. Правильное определение – это залог грамотной темы и успешного написания реферата для школьника, курсовой работы для студента, дипломной работы для выпускника вуза и научного исследования для защиты кандидатской диссертации.
Объект исследования
Зачастую многие при анализе этих двух понятий начинают путаться в их смысле, какое место отвести одному, куда поставить другое. Однако исследуемый объект несет в себе более глубокое понятие, чем предмет. Но в при этом ему уделяется наименьшее описание, чем предмету, которому посвящена вся работа.
Объект изучения достаточно просто определить и выявить. Например, в медицине объектом будет человек. В психологии – его внутреннее состояние. В образовании – обучение и изменение человека. В экономике – потребности человека.
Объект исследования всегда будет неизменен, в него нельзя будет внести свои рекомендации и предложения.
Для определения объекта и цели исследования, используется следующее разделение:
- по видам восприятия и использования;
- по стадиям;
- по месту проведения;
- по использованию подхода.
Если рассматривать виды исследования, то можно встретить следующие классификации: экспериментальное направление, теоретическое и третий вариант, который включает в себя первое и второе понятие.
Экспериментальные изучения основываются на визуальных материалах. Теоретические варианты – на фактах, изложенных в книгах, на сайтах.
По стадиям объект делится на три группы: поисковые, научные исследования и конструкторские изучения. Конструкторские объекты связаны с инженерными проектами и исследованиями в лабораториях.
Поиск в разработках проводится с целью получения новой информации, знания. Научное направление в исследовании объекта носит исключительно научный характер.
По месту проведения изучаемые материалы делятся на промышленные и лабораторные исследования.
По подходу бывают локальные (то есть конкретные) и комплексные (то есть групповые) исследования.
Стоит отметить: к одним и тем же объектам могут возвращаться неоднократно, тем самым открывается степень динамичности, частота возвращения к исследованию.
Предмет исследования
Предмет исследования – это всего лишь часть объекта. Это дисциплина, вычленяемая из общей массы.
Он конкретен и именно его исследование является центральной частью всей целевой работы.
В предмете исследования можно дать свою оценку данной рассматриваемой проблеме. Привести доводы, предложения, указать свои наблюдения.
Залог правильного оформления реферата, курсовой и дипломной работы, научного труда – это постепенный переход от общего к частному. И в кульминации – результат проведенной работы.
Предметов, в отличие от объекта, может быть несколько. Поэтому нужно правильно сделать выбор для максимального раскрытия темы.
В чем разница между предметом и объектом исследования
Из ранее изложенного материала стало понятно, что объектом может выступать какая угодно тема и направление, а предметом тема в теме.
Для определения разницы объекта и предмета лучше рассмотреть все на примерах в таблице.
Примеры определения объекта и предмета исследования
Пример из области | Объект исследования | Предмет исследования |
Экономика | Кампания «Альба». | Её бюджет на 2018 год. |
Организация «Огород». | Изменение дохода кампании в течение трех лет. | |
Медицина | Тема — «Заболевание сердца и последствия». | «Астма сердца: причины и последствия» или другая тематика «Дисфункция сердечной мышцы: причины и последствия». |
Социология | Тема — «Формирование школьника как личности». | Факторы формирования школьника как личности. |
Строительство дом | Тема — «Дом на даче». | «Геодезические особенности участка при постройке дома» или «Кровельные работы в постройке дома». |
Окружающий мир | «Истребление воробьев в Японии» | «Последствия истребления воробьев в Японии. Нарушение биологической цепочки». |
Благодаря правильному выявлению рассмотренных понятий, их верному описанию, выстроится вся работа в целом.
Следует запомнить, что объект — более общее понятие в работе. Предмет же является его частью и основой изучения. Одно постепенно вытекает из другого и раскрывает изучаемую тему.
При написании курсовой работы возникает много проблем. Одна из них - правильное определение объекта и предмета исследования. Часто студенты имеют очень размытое представление о том, что это такое. Кто-то может подумать, что это просто формальность, но нет.
Объект и предмет определяют саму направленность исследования. Даже если сама работа написана хорошо, неверно определенные предмет и объект могут послужить причиной никому не нужных замечаний преподавателя и даже снижения оценки.
Давайте поговорим о том, как правильно определять предмет и объект исследования, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда.
Как определить предмет и объект курсовой работы
Для начала обратимся к словарям:
Объект – то, что существует вне нашего сознания и независимо от нас.
Предмет – материальное явление, вещь.
Объект – понятие более широкое, чем предмет. Предмет всегда является частью объекта. Помня это, Вы всегда сможете верно определить, что является объектом, а что - предметом в той или иной работе.
Объект курсовой работы – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и область знаний, связанная с этим явлением.
Предмет курсовой работы - это конкретный аспект проблемы.
Объект и предмет курсовой: примеры
Например, Вы учитесь в музыкальном училище, играете на гитаре, и тема Вашей курсовой: «Дисторшн как панацея от всех бед » . Здесь объектом работы будут «все беды», а предметом – эффект дисторшн и его польза в борьбе с бедами.
Еще один пример. Вы физик и пишете курсовую на тему: «Измерение силы трения между подошвой и кожурой банана ». Объект работы – cила трения, ее физическая природа. Предмет – способы и методы измерения силы трения в конкретных условиях.
Ну и напоследок, вполне серьезная тема: "Пути повышения ликвидности предприятия ".
Здесь объектом будет ликвидность предприятия, а предметом – способы ее повышения.
Теперь Вы сможете без труда определить предмет и объект в своей работе. А если в процессе написания курсовой возникнут трудности или вам требуется – всегда помните о наших авторах, готовых оперативно прийти на выручку в самой сложной ситуации.