Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском: история, описание, расписание богослужений. Храм тихвинской иконы божией матери в алексеевском Тихвинский храм на алексеевской

Вера православных христиан в чудодейственную силу Тихвинской иконы Божией Матери появилась давно. На иконе изображена Богоматерь с ребёнком. Найдена эта святыня была в церкви Успения Богородицы. В этой церкви три раза случался пожар, из-за которого она каждый раз сгорала дотла, потому что была построена из дерева, но икона каким-то чудом ни разу не пострадала. Именно поэтому, она почитается чудодейственной. Но не только поэтому. Есть и другие чудеса, сотворённые святым образом.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова, им собственноручно был заложен краеугольный камень для дальнейшего строительства храма в честь этой святыни. Однако, сам государь храма не увидел, ибо завершено строительство было уже после его кончины в 1680 г. Освящал святую обитель уже другой царь, Фёдор Алексеевич Романов.

Царская семья была очень набожна. Все в ней любили этот храм. Сам Царь часто посещал его . И поэтому, специально для него в святой обители были построены две молельни. За время его царствования обитель сия, постоянно получала финансовую помощь, за счёт которой, собственно, и существовала. Ныне церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском существует на пожертвования прихожан и сборы от молебнов, там проводимых.

Чем славится Тихвинская икона Божией Матери

Церковь Тихвинской Богоматери в Москве каждый день принимает очень много прихожан. Многие из них приходят помолиться чудодейственной иконе. Однако, чем именно славится эта икона, знает не каждый.

Славу свою Тихвинская икона получила за многое, а именно:

  • она не сгорает в огне;
  • написана апостолом Лукой;
  • почитается, как символ Византийской империи.

Как говорят предания старцев, Тихвинская икона была написана самим Лукой, набожным человеком, который был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. После того, как Лука её написал, она была отправлена в Антиохию. Потом перенесена в город Иерусалим. Спустя много лет, православные христиане принесли святый образ в Константинополь, где в честь святыни был построен Влахернский храм. С тех времён все верующие почитают образ, изображённый на иконе, как символ Византийской империи.

В 1383 г., за 70 лет до того как Константинополь пал, святыня из Влахернского храма таинственно исчезла. Но вскоре появилась на Руси в Новгороде . Потом святой образ странствовал по разным местам русской земли и остановился в городе Тихвине, расположенном на реке Тихвинке. Именно здесь икону Богоматери, написанную апостолом Лукой, стали называть Тихвинской. Здесь она воспарила над Ладожским озером и явилась рыбакам. Над озером в небе возник яркий свет. Рыбаки подняли взор и увидели образ Богородицы, парящий в небе.

При царе Иване Грозном здесь же, в Тихвине, был построен Тихвинский мужской монастырь. Некоторое время святыня была и тут. Именно в этом монастыре случилось чудо спасения. Когда шведы напали на Русь, они захватили много городов, в число которых входил и Тихвин. А чудо случилось, когда шведы приблизились к монастырю. В тот час, с молитвами и песнопениями чудотворная святыня была обнесена вокруг монастыря. И когда шествие завершилось, шведы неожиданно отступили. Они разрушили почти весь город, но монастырь не тронули. Церковь это чудо приписывает чудодейственному образу.

В России, в честь этой святыни было построено много храмов, в том числе и Тихвинский храм в Алексеевском, расписание богослужений которого никогда не меняется. Прихожане могут приходить помолиться чудодейственному образу в любой день. Богослужения в обители совершаются ежедневно .

Тихвинский храм в Алексеевском со времён правления Романовых почти не изменился. До наших дней в нём сохранились молельные комнаты для царской семьи. Справа расположена комната царя, слева - царицы. Кроме царских молельных комнат, в обители сохранились подсвечники XVII века, целиком сделанные из дерева, изразцовая печь.

Рядом с алтарём по сей день стоит ковчег с частицами мощей святых угодников божьих. Во время войны в 1812 году церковь была осквернена наполеоновскими войсками. Император Александр I выдал 18 тыс. рублей на ремонт обители. В 1836 г. стены церкви были расписаны артелью известного художника Джованни Батиста Скотти.

В конце XIX века в святой обители был устроен придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, куда был помещён старинный образ XVII века небесного покровителя придела. Часто в дни памяти Алексия здесь служил Патриарх Алексий Второй, который был крещён во имя этого святого. До сих пор, прихожане с особенной теплотой вспоминают богослужения, проводимые первосвятителем.

В трапезной части храма на средства купца Константинова были установлены придельные алтари преподобного святого Сергия и святителя Николая. Проект выполнил известный русский архитектор Михаил Дормидонтович Быковский. Освящение алтарей было проведено 23 мая 1848 г. В ноябре в 1917 году для симметрии с Алексеевским приделом с северной стороны был создан ещё один придел в честь . В апреле 1922 г. у храма изъяли драгоценные ризы с икон общим весом 114 кг серебра, а также 58 бриллиантов. Однако, милостью Божьей церковь не закрывалась и продолжала свои службы.

В наши дни в храме, помимо Тихвинской иконы Богоматери, особо почитается икона прибавления ума. Ей молятся люди с расстройством памяти. А также прихожане храма почитают и все другие святыни.

Адрес храма

Храм Тихвинской иконы Богоматери находится в Москве по адресу: Проспект Мира, 130. По-старому - ул. Церковная горка, 26 а. Телефон приёмной (495) 683−43−44.

Доехать можно на метро. Ехать до станции «ВДНХ». Выходить в новый «Южный выход». Если ехать из центра, удобнее садиться в третий вагон с конца поезда. В качестве ориентира в метро есть указатели: «К Тихвинскому храму, на Алексеевском». После выхода из метро идти направо. Храм от выхода находится в 2 минутах ходьбы. Есть и другие храмы возле метро и у всех из них богатая чудесами история.

На автомобиле до храма удобно ехать со стороны улицы Кибальчича. Если по незнанию местности заблудились, у прохожих спрашивать нужно, где находится храм на Церковной горке у ВДНХ. Если спрашивать по-другому, вас могут не понять. Все помнят старый адрес.

Святыни в храме:

  • Копия гроба Господня;
  • Тихвинская икона Богоматери;
  • Казанская икона Богоматери;
  • Икона прибавления ума;
  • Козельшанская икона Богоматери;

История появления Тихвинской иконы Божией матери наполнена преданиями о чудотворных силах образа Богоматери на иконе. По свидетельству историков, создатель иконы - Лука, который запечатлел лик Богородицы, так точно воспроизводящий черты лица реального прототипа портрета - Божьей Матери, жившей в I веке н.э.

Существует несколько копий иконы, которые хранятся в разных монастырях и соборах. Бытуют легенды о том, будто в XIV веке икона пропала, но в один из дней явилась в воздухе и словно опустилась на землю. Было это в городе Тихвин. Верующие восприняли это явление как божий знак и по приказу царя был воздвигнут храм, получивший имя Церковь Тихвинской иконы Божьей матери.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

История

На известной для многих верующих дороге к Троице-Сергиевской Лавре - месту паломничества к мощам Сергия Радонежского, появился храм Тихвинской иконы Божией Матери. Место это всегда было особенное, а дорога, ведущая к храму - намоленая, ведь чтобы прикоснуться к святым мощам, и простолюдин, и дворянин, даже сам царь, отправлялись в почти всегда пешее трехдневное путешествие, сопровождаемое раздумьями и молитвами.

Строился Тихвинский храм 7 лет и осенью 1860 года был торжественно освящен. По одной из версий именно тогда, на освящении храма, царем была подарена чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

История этой церкви насчитывает немало чудес, связанных как с самим зданием, так и с его главной святыней - Тихвинской иконой. К примеру, известно, что до перенесения иконы в этот храм, находилась она в соборе Успенском, который трижды горел, но икона в пожаре ни разу не пострадала.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

В советское время, когда христианство потерпело крах, дорогое убранство Тихвинского храма сильно пострадало, однако, позолоченные колокола остались нетронутыми, хотя и замолчали на долгое время.

Интересно! Одна из легенд, связанных с чудотворной иконой, повествует о том, как в самом начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска наступали на Советский Союз, Сталин приказал взять Тихвинскую икону и вместе с ней облететь на самолете город. Именно тогда Красной Армии удалось провести удачное наступление и взять город Тихвин.

Современное состояние

Сегодня храм ежедневно открыт для посещений, настоятель собора - протоиерей Аркадий Тыщук, служит здесь с 1982 года.

В храме проходят занятия для взрослых и детей в воскресной школе. Также при храме организован детский хоровой ансамбль «Радуйся». Каждую субботу для детей проходят занятия по иконописи. Для тех, кто решил принять Крещение, проходят занятия по подготовке к таинству, на которых изучается Новый и Ветхий завет, и основные моменты духовной жизни христианина.

В последнюю субботу каждого месяца в церкви проходят молебны для беременных женщин и будущих родителей. А после молебна даже проходит занятие по подготовке к родам.

Совет! Для всех, кто нуждается в духовном подкреплении, при храме работает приходская библиотека.

Часы работы библиотеки:

  • суббота с 16:00 до 17:00,
  • воскресение с 12:00 до 15:00.

Описание

Пятиглавый храм иконы Тихвинской Богоматери поражает, прежде всего, своими размерами, крепкой и прочной кирпичной кладкой, но при этом, благодаря стилю «русского узорочья», с затейливым декором, сложными живописными композициями, не производит впечатления громоздкой крепости. Множественные окна храма, выполненные в византийском стиле, прорезают стены практически от пола и до потолка.

Интерьер храма Тихвинской иконы Божией Матери

Внутреннее убранство храма также поражает своим великолепием. И в первую очередь, конечно, следует сказать о сердце собора - его алтаре. Выполнен он нетипично высоким и большим, но главная диковинка не в этом, а в том, что во время утреннего служения свет, проходя через многочисленные своды окон, тремя золотыми потоками опускается на алтарь, как бы символизируя собой чтимую всеми христианами Троицу - Отца, Сына и Святого духа.

К большому сожалению, стены собора не сохранили все фрески в первозданном виде, но руки талантливейших живописцев по благословению батюшки, украсили стены храма всем известными сценами из Ветхого и Нового завета, а также картинами бытия святых Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В храме до наших времен уцелели молельные комнаты царя и царицы. Особую ценность царской комнате придает уникальная круглая изразцовая печь, изготовленная русскими мастерами печного дела XVII столетия.

Колокольня, построенная в начале XIX века, передает типичное убранство внутренних церковных покоев этого периода.

Важно! Познакомиться с внешним и убранством храма можно, заказав экскурсионную программу, однако следует учесть, что в дни строгого поста экскурсии не проводятся.

Деятельность прихода

Приход церкви Тихвинской Богоматери ведет активную социальную работу. Так, служители храма разработали проект «Общее дело», ориентированный на возрождение деревянного храмового зодчества русского Севера.

С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный "путевой дворец", для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя(справа) и царицы(слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца.

В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе "Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме". Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с душевным теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Начиная с 1962 года он совершает здесь божественные литургии во время храмовых престольных праздников - в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Началась реставрация нижнего храма (освященного в 1922г. в честь Воскресения Словущего), где раньше находились мастерские церковного предприятия "Софрино".



В начала века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI - XVIII веках). В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм. В нем была устроена овощную база, а затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия "Софрино". Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили. В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 годы проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи.



Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском церковь (улица Церковная горка, дом № 26а).

Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете был выстроен в 1676-1682 гг. в селе Алексеевском, рядом с царским путевым дворцом (разобран в начале XIX в.) на пути паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Двухэтажный храм был выстроен очень большим для того времени, он вмещает три тысячи молящихся. На основном четырехугольном объеме высятся пять глав, обрамленных кокошниками. К нижнему ярусу храма примыкает обходная галерея. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная колокольня. В храме были созданы особые молельные комнаты царя и царицы (зимняя и летняя). Иконостас пятиярусный, середины XVIII в. Примечательны висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами розового стекла и подвесками в форме мечей и крестов.

Колокольня возведена в 1824 г. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1836 г. При устройстве в 1848 г. приделов преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая для них были сооружены иконостасы по проекту архитектора М.Д. Быковского. В 1884 г. появился придел преподобного Алексия, человека Божия, и в 1917 г. - мученика Трифона.

Храм в советские годы не закрывался, в церковной ограде сохранилось небольшое Алексеевское кладбище. В 1922 г. из церкви были изъяты более 6 пудов серебряной и золотой утвари. Среди святынь храма: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма, икона Божией Матери «Прибавление ума», точная копия пещеры Гроба Господня. К этой церкви приписана храм-часовня святителя Василия Великого при Всероссийском выставочном центре.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Существовавшая ранее церковь Алексея человека Божия в селе Алексеевском.

Село Алексеевское в начале XVII ст. - сельцо под названием Копытово, Московского уезда, Васильцова стана. По писцовым книгам 1623 г.: «поместье за боярином князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, по государевой грамоте, что преж сего бывало Путиловская вотчина Михайлова, сельцо Копытово, а в сельце двор боярина князя Дмитрия Тимофеевича, двор людской, в нем живут деловые люди».

При князе Д. Т. Трубецком была построена в сельце каменная церковь во имя Алексия человека Божия, отчего Копытово стало называться селом по церкви Алексеевским, бывшем во владении по смерти князя Трубецкого у его жены. По переписным книгам 1646 г.: «вотчина жены боярина князя Д. Т. Трубецкого вдовы княгини Анны село Алексеевское, Копытово тож, а в селе церковь Алексея человека Божия каменная, без пения, да в селе двор боярский и 11 дворов крестьянских, в них 22 чел.».

В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Михаила Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь в 1648 г. церковь Алексея человека Божия в вотчине княгини Анны Васильевны Трубецкой, в селе Копытове, дани 5 алтын 2 деньги, десятильничих гривна».

Под 1677 г. в «доимках» отмечено: «с церкви Алексея человека Божия в селе Копытове, Алексеевском тож, в вотчине княгини А. В. Трубецкой, на 1656 - 57 гг. дани по 5 алтын 2 деньги, заезда гривна в год, да на 1668-77 гг. всего на 7 лет по 8 алтын 4 деньги в год, и в 1671 по 1677 гг. были уплочены той церкви попами Василием и Евтихием с причетники, а на 1656-58 гг. доимочные деньги, по просьбе патриарха и по челобитью попа Василия, велено очистить и не писать для того, что в тех годах та церковь после морового поветрия стояла пуста». По смерти княгини Анны Васильевны Трубецкой село Алексеевское было причислено к дворцовому ведомству.

4 октября 1674 г., «в отдачу часов нощных», государь царь Алексей Михайлович изволил идти с Москвы в село Алексеевское, а с государем бояре, окольничие и думные и ближние люди; а из похода государь к Москве пришел того же числа в 7 часу дня. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г.: «при церкви Алексея человека Божия в селе Алексеевском церковной земли и сенных покосов нет, попу с причетники дается руга, государево денежное жалование из приказа Большого Дворца».

В селе Алексеевском была построена другая церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, которая и была освящена в присутствии великого государя Федора Алексеевича. «1680 г. октября в 31 день, великий государь изволил идти с иконою Пресвятой Богородицы Тихвинской к освящению церкви в село Алексеевское, а из села Алексеевского ходил великий государь встречать образ Пресвятой Богородицы Тихвинской. Великий государь был на освящении в церкви, а после освящения пошел из села Алексеевского в Преображенское».

Под 1717 г. в селе Алексеевском были две церкви каменные: во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской и во имя Алексея человека Божия.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.



Храм находился на древней Троицкой дороге, ведущей в Троице-Сергиеву Лавру — к мощам глубоко почитаемого русским народом преподобного Сергия Радонежского. Как правило, совершали это паломничество пешком. Даже цари отказывались от удобств путешествия в карете. Дорога занимала обычно 3-4 дня. За это время можно было поговеть, подумать над своей жизнью, приготовиться к таинствам исповеди и причастия. Первая остановка по выходе из Москвы как раз и находилась на месте, где ныне расположен храм. Ранее оно называлось село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы.

Возникновение церкви Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII века. Село переходило к разным знатным владельцам, а в 1621 году было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за заслуги в спасении Отечества в годы «смуты». Его казаки оказали решающую помощь ополчению Минина и Пожарского — и Москва была освобождена от поляков. До 1655 года селом владела вдова Трубецкого, Анна Васильевна. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645-1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях.

Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых — в те времена здесь шумел густой лес. Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645—1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Дворец был сооружен раньше храма, с восточной его стороны, обращенной к Сокольникам. А в 1646—1648 г.г последняя владелица села, Анна Васильевна, построила храм в честь Алексия, Человека Божия, — небесного покровителя царя. С 1647 года все село стало называться Алексеевским.

После ее кончины Алексеевское перешло во владение государя. После посещения святынь Троице-Cергиевой лавры, Алексей Михайлович и его сын Феодор в Алексеевском дворце готовились к торжественному въезду в Москву — она встречала царя колокольным звоном, приветливыми нарядными горожанами. К сожалению, дворец просуществовал недолго. В 1803 году известный историк Н. М. Карамзин нашел дворец настолько ветхим, что туда небезопасно было входить. А уже в 1817 году дворца не существовало: вероятно, его разрушили и сожгли французы. С 1670 года село официально стало дворцовым.

В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось — работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью.

Тихвинский храм строился с 1673 года. 31 октября 1680 года года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.

Не один раз судьбы царствующей династии пересекались с судьбой храма. Так, во время Стрелецкого бунта Петр I по дороге из Троице-Сергиевой Лавры в Москву остановился в храме Тихвинской Божией Матери. Узнав об этом, на церковный двор явился большой отряд стрельцов. Петр вышел к ним и спросил, что они хотят. Стрельцы поставили перед собой плахи с топорами, встали перед царем на колени, склонили головы в знак раскаяния и прося милости. Петр простил всех, кто пришел в этот день на церковный двор.Участь остальных стрельцов была незавидна. Зачинщиков бунта и многих рядовых стрельцов казнили.

Основные вехи

К началу XIX века храм был уже не так красив, как раньше. Осенью 1812 года в Москве расположилась наполеоновская армия. В числе прочих святынь французы осквернили и Тихвинскую церковь, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную — в конюшню. В 1824 году, по распоряжению императора Александра I, на восстановление церкви казна отпустила 18 тысяч рублей. Лишь в 1836 году стены храма были впервые покрыты росписью — по мнению современных реставраторов, их автором был Д. Скотти.

В 1824 году разобрали Алексеевскую церковь, а ее кирпичи ушли на постройку колокольни перед храмом. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.

В конце 40-х годов XIX века было решено разобрать потолок трапезной, и она стала одноярусной. От верхнего этажа уцелели хоры, идущие вдоль южной, западной и северной стен. На хорах, огороженных точеными столбиками перил, сохранились старинные люстры.

В трапезной на средства купца Константинова в углах под хорами поставлены были придельные алтари преподобного Сергия и святителя Николая. Автором алтарей был известный русский архитектор М. Д. Быковский, освящение их состоялось 23 мая 1848 года.

В ноябре 1917 года в симметрии с Алексеевским приделом под северным концом хор создан придел мученика Трифона.

А в 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего, иконостас которой взят из одной домовой церкви, а название выбрано в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI-XVIII веках. В середине XIX-начале ХХ века возведены были также дом причта и церковная ограда.

Несмотря на господствующее в стране безбожие и творящиеся репрессии, в советское время храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался. Хотя 23 апреля 1922 года у храма изъяли 6 пудов 32 фунта 95 золотников серебра (114 кг.) и 58 бриллиантов. Отобрали у него и нижний храм, где устроили овощную базу (позже, до 1998 года там находились мастерские Художественно-производственного предприятия «Софрино», а ныне храм восстановлен). Колокола на колокольне сохранялись, однако долгое время не звонили. Разросшиеся вокруг деревья почти скрыли церковь от обозрения. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности — а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов.

По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин именно отсюда взял чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, с которой, по его приказу, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Символично, что в это же время ставка нашей армии находилась в стенах Троице-Сергиевой лавры. Так, еще раз Тихвинский храм связал судьбу Москвы и Троице-Сергиевой лавры.

В 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове был предпринят внутренний ремонт храма. С 1953 по 1984 годы настоятелем был известный протоиерей Александр Васильевич Солертовский. Когда осуществлялась реставрация храма, проходившая в конце 1970-х — начале 1980-х годов, под многочисленными слоями записей были открыты прекрасные настенные росписи. По мнению реставраторов, их автором мог быть известный живописец Д. Скотти.

С 1982 года настоятелем храма являлся протоиерей Аркадий Тыщук. Храм имел замечательную традицию. Начиная с 1962 года 30 марта, если на этот день не выпадал каких-то поездок или неотложных дел, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II служил в храме литургию в память своего небесного покровителя, в честь которого получил имя при крещении — Алексия, Человека Божия. Для всего прихода и служителей храма это большая честь: прихожане и причт заранее готовились к такому радостному и торжественному событию. Часто святейший Патриарх служил в храме и в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля.

Убранство храма

Храм производит сильное впечатление своими размерами, прочностью кладки, выдержанностью стиля. Одна длина его (от притвора до стены горнего места) составляет почти 37 метров. Два яруса окон византийского стиля прорезают стены храма почти до свода. Алтарь главного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери необычайно высок и вместителен. Его восточную сторону образуют три глубоких ниши, через окна которых свет падает тремя параллельными потоками.

Поскольку со времен Алексея Михайловича в храме непременно останавливались государи на пути в Троице-Сергиеву обитель, в юго-западной и северо-восточной частях храма были устроены небольшие помещения, которые являлись молельнями царя (направо) и царицы (налево). Все эти постройки сохранились доныне. Помещения имели самостоятельный вход с «гульбища» и окна, обращенные внутрь храма.

Часть царской молельни занимала круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Печь прекрасно сохранилась и до сих пор вызывает восхищение знатоков своими причудливыми узорами. К тому же она представляет собою прототип современного «аносовского» духового отопления. Котельная находилась в подвальном помещении, и печь со своим множеством внутренних ходов, по которым циркулировал горячий воздух, щедро давала тепло. Сохранились до нашего времени и дивной красоты деревянные подсвечники XVII века, расположенные в царской молельне.

Представьте себе небольшую комнату, с прекрасными иконами древнего письма, слабо освещенную разноцветными огоньками лампад и язычками немногих свечей. Перед аналоем с раскрытым молитвословом — коленопреклоненная фигура 18-летнего юноши царя Феодора. На террасе, у входной двери застыли, опершись на алебарды, царские телохранители.

Темная окраска стен и сводов в сочетании с высотой и объемом придает храму строгость и глубину. Главный иконостас относится к середине XVIII в., стенопись — к середине XIX века. Старые иконы в иконостасе записаны новыми образами.

Колокольня 1824 года имеет внутреннее убранство середины XIX века. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами — изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшают картинами из Ветхого и Нового завета, житий прп. Сергия и свт. Николая. На одной картине великому молитвеннику земли Русской является Божия Матерь, на другой подвижник валит кряжистые деревья, окружавшие обитель.

Из старинных икон примечателен образ прп. Алексия, Человека Божия: в рубище и с босыми ногами он воздел молитвенно руки и сподобился увидеть в небесах самого Господа. По версии некоторых ученых, икона была перенесена из древней церкви 1646 года.

http://tihvinskiy.ru/o-hrame/ubranstvo-hrama/